Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Информатизация

 Нормативные правовые акты в сфере информатизации образования 

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационно-коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»

 

Гигиенические требования к организации образовательного процесса

Образовательный процесс в учреждениях образования должен обеспечивать сохранение здоровья учеников, поддерживать их работоспособность на протяжении учебного дня, недели, учебного года, необходимую двигательную активность.

При организации образовательного процесса с использованием ЭСО необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

  • Санитарные правила и нормы 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

  • постановление Министерства здравоохранения от 30.05.2006 № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».

При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (ПК) и видеодисплейным терминалом (ВДТ) на протяжении урока. Продолжительность учебных занятий с использованием ПК и ВДТ зависит от возраста учащихся, технических данных ПК и ВДТ, характера и сложности выполняемой работы.

В соответствии с последними рекомендациями длительность работы с компьютером не должна превышать:

на развивающих игровых занятиях:

– для детей 6 лет – 10 минут;

– для учащихся начальной школы – 15 минут;

– для учащихся V–VII классов, имеющих навыки работы с ПК, – 20 минут;

на учебных занятиях по основам информатики и вычислительной техники:

– для учащихся VIII (IX) классов – 25 минут;

– для учащихся IX (X) классов – 40 минут;

– для учащихся X–XI классов применение ПК допускается не более чем на одном сдвоенном учебном занятии в день: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором учебном занятии с интервалом в работе на ПК не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.

Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК и ВДТ необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

– делать перерывы длительностью не менее 10 минут после каждого академического часа учебных занятий независимо от учебного процесса;

– устраивать во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;

– подключать таймер к ПК или централизованно отключать отображение информации на дисплеях с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;

– выполнять упражнения для глаз через каждые 20–25 минут работы с использованием ПК или ВДТ; при появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз выполняются индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;

– для снятия статического напряжения в течение 1–2 минут проводить физкультурные минутки целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;

– для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3–4 минут.

Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю.

Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать:

в IIV классах:

– на игровых занятиях в заданном темпе – 10 минут;

– на смешанных занятиях с отвлечениями от работы с компьютером, в свободном режиме – 30 минут;

в V (VI) классах:

– на игровых занятиях в заданном темпе – 30 минут,

– на смешанных занятиях – 60 минут.

Обязательны соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.

Недопустимо использование времени всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся II–V классов и 15 минут для учащихся VI–XI классов. Кружковые и факультативные занятия с использованием ПК следует проводить не ранее чем через час после окончания учебных занятий. Это время следует использовать для отдыха и приема пищи.

Цель: создание информационного образовательного пространства  для повышения профессионального мастерства педагогов, посредством изменения содержания, методов и организационных форм учебной деятельности на основе использования информационных технологий.

Задачи:

1.  Обеспечить эффективную информационно-методическую поддержку педагогов в вопросах информатизации образования.

2.  Повысить эффективность использования имеющихся в учреждении образования информационных ресурсов.

3.  Создать условия для развития и реализации способностей высокомотивированных обучающихся возможностями ИКТ.

Основные направления по информатизации учреждения:

1.  Информатизация образовательного процесса.

2.  Информатизация управленческой деятельности.

3.  Использование информационных технологий в воспитательной работе.

4.  Повышение ИКТ-компетентности педагогических и руководящих  кадров учреждения.

5.  Пополнение технической базы учреждения.

Мероприятия

Ответственный

Срок исполнения

Организационные мероприятия

Составление плана мероприятий по информатизации на  учебный год

Рябцев В.А., учитель информатики

сентябрь

Проверка работы ПМК и ЭСО в кабинете информатики и предметных кабинетах

 

 сентябрь-октябрь

Проведение инвентаризации компьютерной и иной оргтехники

 Тарасюк И.Ф., завхоз

 ноябрь

Обеспечение доступа к ресурсам Интернет педагогам и учащимся

 Рябцев В.А., оператор ЭВМ

 в течение года

Организация работы с электронной почтой. Осуществление документооборота с отделом образования и другими ведомствами и организациями

Цыкунова Н.М., секретарь

 в течение года

Составление графика работы компьютерного класса (в урочное и внеурочное время)

 Литарная Е.М., заместитель 

Директора по УВР

 еженедельно

Учет использования ЭСО на учебных занятиях и внеклассной деятельности

Федоркова В.В., библиотекарь

 в течение года

Компьютерная грамотность

Работа с педагогами

1) Повышение квалификации кадров

Посещение курсов повышения квалификации по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности

Литарная Е.М., заместитель 

директора по УВР

 по мере

 поступления

 информации

Презентация работы ПМК и ЭСО в различных предметных областях

 Руководители МО

 сентябрь

Проведение обучающих курсов для педагогов «Использование технических и информационных средств в образовательном процессе»

Рябцев В.А., Луцаева Н.П. учителя информатики

 Ноябрь

 январь 

 март

Консультации, практическая помощь педагогам по использованию технических и информационных средств, творческой и самообразовательной работе

 Рябцев В.А., Луцаева Н.П. учителя информатики

 в течение года

Проведение открытых учебных занятий, мероприятий в рамках предметных недель с использованием ИКТ, ЭСО

 учителя-предметники

 по плану

Организация методической поддержки в поиске учебных и методических материалов в сети Internet

Литарная Е.М., заместитель 

директора по УВР 

Рябцев В.А., Луцаева Н.П. учителя информатики,

руководители МО

 в течение года

2) Участие в мероприятиях с использованием ИКТ

Сопровождение сайта учреждения

Рябцев В.А. учитель информатики

 в течение года

Организация методической и технической поддержки учителям, проходящим аттестацию

 Литарная Е.М.,

Беляева Л.Н. заместители 

директора по УВР 

Рябцев В.А., Луцаева Н.П. учителя информатики

 в течение года

Организация работы по использованию материалов, опубликованных в сети Internet для подготовки учебных занятий, написанию докладов и рефератов учащимися школы

 Учителя - предметники

 в течение года

Проведение предметных недель с использованием ИКТ

  Литарная Е.М., заместитель 

директора по УВР ,

руководители МО

по плану

Мультимедийное сопровождение исследовательских проектов в школьной конференции исследовательских работ учащихся

 Учителя-предметники

март

Участие педагогов в районных и областных, республиканских, международных мероприятий с использованием информационных технологий

  Литарная Е.М., заместитель 

директора по УВР ,

руководители МО, педагоги

 по мере    поступления  информации

Работа с учащимися

Обеспечение преподавания учебного предмета «Информатика»

Рябцев В.А., Луцаева Н.П. учителя информатики

в течение года

Участие учащихся  в дистанционных олимпиадах и конкурсах по информатике 

 Литарная Е.М., заместитель 

директора по УВР , Рябцев В.А., Луцаева Н.П. учителя информатики

ноябрь, декабрь

Поддержка на качественном уровне самоподготовки учащихся, их исследовательской деятельности с использованием Internet-ресурсов

учителя-предметники

в течение года

Подготовка учащихся к олимпиадам по учебным предметам

учителя-предметники

в течение года

Организация работы с высокомативированными учащимися по учебным предметам в условиях пребывания детей в школьных лагерях

Литарная Е.М.,

Беляева Л.Н.

заместители 

директора по УВР ,
учителя-предметники

каникулярное время

Организация работы факультативов 

  Литарная Е.М., заместитель 

директора по УВР 

август-сентябрь

Участие учащихся в  Internet-конкурсах по учебным предметам

учителя-предметники

в течение года

Формирование медиатеки. 
Совместная работа с интегрированной библиотекой

Формирование медиатеки

Федоркова В.В., библиотекарь

в течение года

Публикация списка школьной медиатеки на сайте школы

Федоркова В.В., библиотекарь

ноябрь

Пополнение электронной библиотеки цифровыми образовательными ресурсами по всем предметным направлениям

Руководители МО, учителя-предметники

в течение года

Пополнение и систематизация методической копилки электронных уроков, воспитательных мероприятий

Литарная Е.М.,

Беляева Л.Н.

заместители 

директора по УВР ,
учителя-предметники

в течение года

Материально-техническое и программное обеспечение

Организация профилактических осмотров, текущего ремонта компьютерной техники, локальной сети

 администрация

 в течение года

Оснащение электронными средствами обучения предметных кабинетов

 администрация

 по мере поступления

 

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 227 от 03.08.2022)

Процесс информатизации школы – длительный и многоступенчатый. Поэтому цели и задачи программы информатизации школы уточняются в соответствии с изменяющимися условиями ее реализации.

  Школа с 1990 года занимается внедрением ИКТ в процесс образования.

В результате появления новых проектов информатизации образования в программу информатизации вносятся дополнения и изменения (цели и задачи).

                

  Ответственный  за  сайт, электронную почту, корпоративную сеть -

Рябцев Виктор Алексеевич - учитель информатики.

               

Основной целью информатизации школы является:

Формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров через активное использование информационных технологий.

Цели информатизации:

Формирование ИКТ грамотности детей и функциональной готовности включиться в информационную деятельность в учебной среде.

Формирование первичных навыков коммуникативной активности, элементарных навыков использования общекультурных правил и норм информационной деятельности .

Формирования познавательной активности с использованием ИКТ.

Задачи информатизации школы.

1. Оснащение школы современной компьютерной техникой.

2. Повышение уровня информационно-коммуникативной компетенции всех участников образовательного процесса.

3. Формирование опыта интерактивного дистанционного взаимодействия субъектов образовательного процесса через организацию системы доступа к удаленным образовательным ресурсам , использования дистанционных образовательных технологий.

4. Оптимизация и модернизация процесса обучения.

5. Осуществлять диагностику и управление учебным процессом.

6. Использовать возможности информационных технологий в образовательном процессе.

7. Повышать интерес школьников к различным дисциплинам.

8. Внедрение мультимедийных средства обучения в образовательный процесс.

9. Сделать учебный процесс эффективным с точки зрения самостоятельного использования учителями и обучающимися Internet-технологий.

10. Автоматизирование документооборотов, повышение уровня управленческого труда.

11. Создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.

Этапы информатизации:

  1. Внедрение непрерывного курса информатики и ИКТ . Создание общешкольной локальной сети. Обучение учителей ИКТ.
  2. Использование ПК при изучении предметов школьного курса.
  3. Информатизация деятельности администрации школы.
  4. Использование компьютерной техники во внеурочной деятельности.
  5. Развитие сайта школы.

Ожидаемые результаты реализации программы информатизации школы:

1. Создание условий открытости школы в информационном пространстве

2. Развитие механизмов оценки качества образовательных услуг с участием внешних экспертов.

3. Повышение конкурентноспособности образовательного учреждения в развивающемся едином образовательном пространстве.

В школе все ПК (ученический, административный, преподавательский сегменты) объединены в локальную сеть (внутри кабинета, в школе)

Наличие выделенного сервера – нет

 Наличие:

        Сканер – 2

        Модем - 2

        Ксерокс – 1

        Принтер - 7

        Мультимедийный проектор – 3

        Копировальный аппарат - 1

        Интерактивная доска – 1

        Орг. Техника(цифровой фотоаппарат) – 1

        Мультиборд -3

Программное обеспечение

Количество компьютерных классов – 1

Количество лингафонных кабинетов, оборудованных компьютерной техникой – 1

Количество компьютеров в компьютерных классах:

Кабинет 12:

Кол-во компьютеров

Объем памяти

Тип операционной системы

CD-DOM

Звуковая карта

Год выпуска

11

1(Admin)

256

Windows-XP

  -

11(Admin)

 

  -

 2005

 

Кабинет 14:

Кол-во компьютеров

Объем памяти

Тип операционной системы

CD-DOM

Звуковая карта

Год выпуска

7

1(Admin)

1 Гб

1 Гб

Windows-XP

Windows-XP

  -

8(Admin)

 

  -

2012

2012

Количество мультибордов -3: 

 

кабинет

Изготовитель

Тип операционной системы

Год выпуска

Химия №11

Физика №9

Информатика № 12

Горизонт

Горизонт

Горизонт

Windows-10

Windows-10

Windows-10

2016

2020

2020

В школе все ПК (ученический, административный, преподавательский сегменты) объединены в локальную сеть (внутри кабинета, в школе)

                                                

 Схема сети учреждения образования:

                                                              

Цифровая экономика не может прогрессировать и делать шаги вперед без свежих идей

Чтобы быть на гребне, нужно предлагать что-то новое. Шанс выстрелить и попасть в яблочко есть у каждого. К тому же цифровизация сейчас охватывает все отрасли. А значит, и IT-специалисты будут востребованы, а сфера в целом развиваться, предлагая современные решения для роста всем на рынке.

Какие IT-профессии востребованы в Беларуси

Представители различных IT-компаний рассказали, каких специалистов, по их мнению, сегодня не хватает на белорусском рынке труда, и кто будет востребован в будущем. Результаты опроса были опубликованы в электронном справочнике «ИТ-абитуриент 2020», который разработан Парком высоких технологий. Публикуем мнения работодателей, а чтобы вам было легче определиться, какую IT-профессию выбрать, дополнили подборку ссылками на полезные курсы.  
Какие IT-профессии востребованы в Беларуси

EPAM 

– В тренде находятся программирование на Java.NETJSPythonавтоматизированное и функциональное тестированиеDevOps

– Востребованы будут специалисты по популярным направлениям IT: программирование на Java, .NET, JS, Python, автоматизированное и функциональное тестирование, DevOps. Также достаточно смело можно прогнозировать рост спроса на специалистов в области мобильных приложений, работы с данными (Data Science и Machine Learning).

iTechArt

– Чувствуется дефицит квалифицированных инженеров с хорошей технической базой и уверенным знанием английского языка. Такие специалисты могут в короткие сроки освоить новые технологии и быть востребованными в разных направлениях.

– В будущем предполагается бум искусственного интеллекта и виртуальной реальности, а значит особенно востребованы станут технологии, которые с ними связаны. Кроме этого, будет спрос на специалистов с опытом работы в самых свежих и передовых технологиях. Например, React Native, Salesforce, DevOps. Конечно же, как и прежде, будут востребованы QA-специалисты.

В IT-Academy можно пройти обучение по самым топовым направлениям: разработка ПО, тестирование, бизнес-анализ, веб-дизайн и компьютерная графика, интернет-маркетинг и так далее. Если вы новичок в IT и хотите попробовать свои силы в изучении программирования, то рекомендуем начать с БЕСПЛАТНЫХ подготовительных онлайн-курсов.

IBA Group

– Наиболее востребованы специалисты Data engineers, Data Scientists, DevOps, а также Cyber Security – многие бизнесы будут уходить в онлайн, соответственно, все данные должны находиться под серьезной защитой.

– В будущем будут востребованы все направления, связанные с машинным обучением, роботизацией, искусственным интеллектом, IoT, облачными технологиями. Веб и мобильная разработка также будут продолжать набирать обороты.

Какие IT-профессии востребованы в Беларуси

Itransition

– Есть устойчивый спрос на специалистов различных уровней по всем популярным технологическим стекам (Java, .NET, PHP, Python, Ruby). Однако стоит отметить возросшую избирательность работодателей, особенно в отношении молодых специалистов. Не хватает специалистов с хорошими фундаментальными знаниями Computer Science.

– В будущем, как и сейчас, будут востребованы специалисты с хорошей базой в области Computer Science, основательной подготовкой во многих разделах математики, хорошо владеющие логикой, теорией вероятностей, теорией графов, криптографией. Можно прогнозировать востребованность специалистов в активно развивающихся сейчас областях, связанных с облачными вычислениями, машинным обучением и искусственным интеллектом (математическое моделирование, обработка изображений, нейронные сети), носимыми устройствами и IoT (электроника и программирование «железа»).

Результаты опроса резидентов ПВТ показали, что в 2019 году IT-компании приняли на работу наибольшее количество тех, кто программирует на JavaScript, Java, C# / .NET, PHP, Python, Swift, C++, Ruby/Rails, Objective-C, Kotlin.

Netcracker

– Сегодня и много, и не хватает: Java developers.

– Можно спрогнозировать, что в будущем будут интересны Java developers, DevOps.

Epol Soft

– Не хватает Full-Stack разработчиков, системных администраторов со знанием современных технологий (DevOps), UX/UI-дизайнеров; в городе Бресте ощутим дефицит разработчиков с хорошими знаниями в области С++.

– Востребованы будут специалисты DevOps, UX/UI-дизайнеры, системные интеграторы (System Integrator), архитекторы IoT-систем (Iot System Architect). Конкурентное преимущество будет у тех кандидатов, которые владеют широким набором технологий (Full Stack специалисты), изучают новые фреймворки и популярные библиотеки. Важным фактором было и остается хорошее знание английского языка.

Qulix Systems

– Рынок труда еще не перенасыщен IT-специалистами. Сейчас, как и раньше, востребованы тестировщики, разработчики, аналитики, дизайнеры и другие специалисты. 

– Программисты и тестировщики будут нужны везде. Сомнительно, что этот тренд изменится в ближайшие 10 лет.

«Системные технологии»

– Сегодня не хватает iOS-специалистов.

– Будут нужны мобильные разработчики, фронт и бек.

Кабинет информационных технологий

Современный мир немыслим без компьютера. Технологическая  эра набирает свои обороты, безжалостно отбрасывая все устаревшее. Очевидно, что пассивное восприятие информации вряд ли способствует развитию творческих способностей учеников. Очень важно, чтобы ученик хотел и знал, как можно развивать свои способности. И задача учителей заключается в том, чтобы реализовать личностный подход к обучаемому, используя его интерес к компьютерной технике. Дать ему такие задания, чтобы он выполнил их с помощью компьютера, чтобы, работая над ними, мог самостоятельно углубить знания и развивать свои творческие способности – умел проанализировать, обобщить информацию, высказаться по какому-либо вопросу и создать нечто новое. Использование современных информационных технологий в процессе обучения способствует лучшему усвоению знаний и вызывает интерес к учебной деятельности у школьников. 

В кабинетах информационных технологий создана уютная рабочая обстановка, постепенно модернизируется и обновляется быстроустаревающая техника. Кабинет используется как для преподавания непосредственно самой информатики, так и учителями предметниками:  для проведения занятий дополнительного образования, платных услуг, использования интерактивной панели. 

Постоянные посетители кабинета информатики – учителя-предметники школы. Они пользуются мультимедийной компьютерной системой и ее программной средой для решения своих профессиональных задач; готовят и эффективно проводят занятия при помощи ИТ, создают уроки-презентации, знакомятся с базовой литературой, касающейся использования ИТ в учебном процессе, уделяя особое внимания своему предмету.

Фотоматериалы

Разделы сайта