Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Питание

 

       Организация питания в учреждениях образования 2023/2024 учебный год.

Рекомендации

по составлению графиков питания обучающихся при одно-трехразовом питании

(с учетом проведенного во втором полугодии 2022/2023 учебного года базе 23 учреждений пилотного проекта по совершенствованию питания согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2022 г. N9 870 «Об эксперименте по организации питания обучающихся»)

В соответствии с законодательством в сфере организации питания обучающихся в учреждениях образования и пунктами 146, ССЭТ№525:

в учреждениях общего среднего образования, специального образования (далее - школа) для обучающихся организуется одноразовое (второй завтрак либо обед при пребывании от 3,5 до 6 часов), двухразовое (при пребывании от 6 до 8 часов) или трехразовое (пребывание от 8 10,5 часов) питание.

Время начала приема (приемов) пищи санитарными эпидемиологическими требованиями не регламентировано. Вместе с 'тем оптимально, если последнее будет приближено ко времени, в котором рекомендуется получать тот или другой конкретный прием пищи с учетом физиологических потребностей и биологических ритмов человека.

В настоящее время для 80% учащихся городской и сельской местности организовано одноразовое горячее питание в основном в виде второго завтрака и обеда.

С учетом результатов пилотного проекта с пребыванием в школе< от 8 до 10,5 часов будут предусматриваться следующие приемы пищи: для I- IV классов - завтрак, обед, полдник для обучающихся первую смену; обед, полдник, ужин - во вторую смену;

V - XI классов - обед, полдник, ужин.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями; продолжительность времени (перемены) для приема пищи в режиме организации образовательного процесса должна быть не менее 15 мин.

   При организации одноразового питания для учащихся 1-4 классов городских и сельских учреждений предусмотрен завтрак (второй завтрак ) на сумму 1.60 р.; для учащихся 5-11 классов обед на сумму 2.70р, учащиеся обучающиеся во вторую смену получают при одноразовом питании обед , двухразовом обед и полдник. Для обучающихся зачисленных в группы продлённого дня ( с длительностью пребывания 6-8 час) 1-4 классам организуется бесплатный завтрак на сумму 1.60 и обед на сумму 2.29 р.за счёт родительской доплаты ;5-11 классы бесплатный обед на сумму 2.70 р и платный полдник на сумму 0.81р. При организации трёхразового питания для групп продлённого дня (8-10.5 час) предоставляется бесплатный завтрак на сумму 1.60р , обед 2 .29р и полдник 0.69р за счёт родительской доплаты. Справочно бесплатное (льготное) питание за счёт республиканского бюджета предоставляется Учреждениями Образования для обучающихся из многодетных, малообеспеченных семей, детей с ОПФР ,СОП ,проживающих в сельской местности и обучающихся в городских учреждениях, детей или родителей и инвалидов ,1-4 классы город,1-11 село в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 14.10.2019г.№ 694 «Об организации питания обучающихся»

 

   *(На сайтах учреждениях образования и родительских собраниях(чатах) разместить информацию о организации питания).

Телефон "Горячей линии" для населения по вопросам организации питания обучающихся - +375(2247)78828


Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

    В рамках реализации пилотного проекта по организации питания обучающихся для улучшения качества питания в районе разработан график внедрения пилотного проекта: с 1 сентября 2023 г. все учреждения образования будут переведены на новые принципы организации питания обучающихся.

          С целью перехода на новые принципы организации школьного питания, для улучшения качества организации питания в примерные двухнедельные рационы с марта месяца внесены корректировки. В меню добавлены новые фирменные блюда: салат «Светофорчик», биточки «Богатырь», бифштекс «Смачны», котлета «Мясные гнёзда», каша «Дружба», манник «Полосатик», запеканка из творога «Зебра», коврижка «По-домашнему». Введен единый день белорусской кухни (четверг) с элементами национальных блюд: «Драчёна», бутерброд «Купалле», салат из свёклы с яблоками, бабка картофельная со свининой.

          В августе при разработке примерных рационов питания планируется внедрение в питание обучающихся новых блюд с использованием разработанного Министерством образования сборника технологических карт блюд.

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий можно посмотреть по следующей ссылке:   Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

 

Нормативные документы

  • Приложение 8. Основные нормативные документы

Информация об организации питания обучающихся

в 2023-24 учебном году.

В соответствии с положением об организации питания обучающихся, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 14 октября 2019г. № 694:

Количество приемов пищи учащимися зависит от времени пребывания в учреждении образования:

     - Одноразовое - от 3,5 до 6 часов;

-         Двухразовое - от 6 до 8 часов;

-         Трехразовое - от 8 до 10,5 часов

 

1. Одно-, двух- или трехразовое питание предоставляется учащимся:

- из малообеспеченных семей;

- из семей, имеющих трех и более детей до 18 лет;

- детям-инвалидам;

2. Одноразовое питание предоставляется (если не предусмотрено бесплатное питание в соответствии с п.1) для учащихся:

- 1-4 классов;

- из семей, в которых один из родителей является инвалидом 1 или 2 группы;

- 5-11 классов, проживающих в сельской местности;

- из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнения обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия;

- с особенностями психофизического развития;

- находящихся в социально опасном положении.

Для получения бесплатного питания необходимо до 25.08.2023 подать следующие документы:

Заявление на имя руководителя учреждения образования.

 

К заявлению прилагаются:

 

Для многодетных семей:

- копия удостоверения многодетной семьи;

 

Для детей инвалидов:

- копия удостоверения инвалида либо заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии;

Для малообеспеченных семей:

- сведения о доходах каждого члена семьи за последние 12 месяцев с августа 2022г. по июль 2023г.;
- справка из отдела ЗАГС, если мать одна воспитывает ребенка;
- справка из суда, если родители в разводе;
- справка из управления по труду, занятости и социальной защите;
- справка о стипендии студентов от 18 до 23 лет;

- справка о месте жительства и составе семьи.

Для детей, проживающих в сельской местности:

- справка о месте жительства и составе семьи;

 

Для семей, в которых один из родителей является инвалидом 1 или 2 группы;

- копия удостоверения инвалида

 

Детям, находящимся в социально опасном положении и детям, обучающимся в специализированных по спорту классах;

- заявление родителей с указанием класса и даты рождения.

 

Заседание комиссии по назначению бесплатного питания проводится только при наличии полного пакета документов, необходимых для предоставления бесплатного питания.

Среднедушевой доход семьи учащегося для предоставления бесплатного питания детям из малообеспеченных семей исчисляется за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения за бесплатным питанием, и определяется путем деления совокупного дохода всех членов семьи за расчетный период на число месяца в этом периоде и на количество членов семьи, учтенных в её составе.

Учёт доходов для определения совокупного дохода всех членов семьи учащегося осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления совокупного дохода на члена семьи при назначении пособий на детей старше 3 лет, утверждённой постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 28 марта 2008 г. № 58/47 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008г., №133, 8/18846).

Для целей настоящего Положения при определении среднедушевого дохода семьи учащегося в составе семьи учитываются его мать и отец, дети, не достигшие 18 лет, дети в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение профессионально- технического, средне-специального и высшего образования в дневной форме получения образования, а также инвалиды с детства I и II группы, получающие социальные пенсии.

 

Рекомендации:

  1. Классным руководителям донести данную информацию до родителей.

Срок исполнения – до 20.08.2023.

  1. Классным руководителям донести информацию до родителей о бюджете прожиточного минимума с 1 августа 2023.

Срок исполнения – до 20.08.2023.

  1. Классным руководителям продолжить работу по обеспечению 100% охвата учащихся горячим питанием.

Срок исполнения – постоянно.

 

 

Ответственный за организацию питания                         О.П.Мамченко

 

 

 

 

ПИТАНИЕ-ОСНОВА ЖИЗНИ

ЗДОРОВЬЕ — не только отсутствие заболеваний и физических дефектов, но и состояние полно­го физического, духовного и социального благополучия.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, как каждого человека, так и данной социальной общности.

ПИТАНИЕ — поступление в организм и усвоение веществ, необходимых для восполнения энер­гетических затрат, обновления и построения тканей.

КАЛОРИЯ — единица измерения. Она используется для определения количества энергии, кото­рую высвобождает, выделяет какой-либо продукт. 1 калория — то количество тепла, которое необходимо для того, чтобы нагреть один литр воды на один градус по Цельсию. 1 килокало­рия (ккал) — 1000 калорий.

С древнейших времен люди поняли огромное значение пищи в жизни человека. В правильном питании видели они источник здоровья, силы, бодрости и красоты.

Знаменитый римский поэт Серен Симоник писал:

Те, кто считает желудок властителем нашего тела,

На справедливое, кажется мне, опираются мненье.

Так, если действует он безотказно, — все органы крепки,

 Если же болен, — и в них нарушенья тогда возникают.

Пища — это энергетический и строительный материал для нашего тела. Чтобы человек был здоровым, на многие годы сохранил активность, творческую работоспособность, он должен полу­чать достаточное количество необходимых веществ и к тому же в определенных, выгодных для орга­низма пропорциях.

Питание — это совокупность процессов, свя­занных с потреблением пищевых веществ и их усвоением в организме, благодаря чему обес­печивается нормальное функционирование орга­низма и поддержание здоровья. Питание, од­нако, означает нечто большее, чем просто доста­точная обеспеченность незаменимыми макро- и микроэлементами. Принятие пищи — это боль­ше, чем просто питание. Это важный источник удовольствия, а также акт социального общения, и поэтому оно имеет культурное значение. Для удовлетворения этих потребностей в Европе сло­жились характерные национальные традиции, кухни и культуры питания.

Прием пищи, воды и наличие кислорода — вот основные факторы, определяющие нормаль­ное функционирование человеческого организма. Питание обеспечивает энергетические потребнос­ти, а также компоненты для важнейших струк­турных элементов организма. В совокупности с разумной физической нагрузкой и необходимой гигиеной все это представляет собой главные факторы, способствующие хорошему здоровью. Важное значение для здоровья имеет баланс меж­ду потреблением пищи, которая обеспечивает организм топливом (потребление энергии), и физической нагрузкой (расход энергии), хотя в определенных пределах организм способен быс­тро адаптироваться к изменениям в поступлении пищи и потребностях в энергии.

Здоровое питание требует потребления с пи­щей необходимого количества энергии в виде макроэлементов, а также достаточного потребле­ния незаменимых пищевых веществ, в число ко­торых входят витамины, микроэлементы, мине­ралы, незаменимые жирные кислоты и незаме­нимые аминокислоты. Потребности человека в различных веществах связаны с его энергетичес­кими потребностями, возрастом, ростом и весом. Они различаются в зависимости от физиологи­ческого состояния человека: находится ли он в стадии роста или нет, или женщина кормит ре­бенка грудью, или человек выздоравливает пос­ле тяжелой длительной болезни. На потребности в пищевых веществах также влияют такие фак­торы, как уровень физической активности, стресс, курение и потребление алкоголя. Практически невозможно установить точные потребности каж­дого человека в пищевых веществах, а они у каж­дого человека действительно разные. Поэтому «рекомендуемые величины потребления пищевых веществ» могут давать лишь самые общие реко­мендации относительно потребностей отдельных групп или всего населения.

 Ни один пищевой продукт в отдельности не содержит всех пищевых веществ в оптимальных количествах и правильных соотношениях, необ­ходимых для поддержания здоровья при любых состояниях, за исключением материнского моло­ка в течение короткого раннего периода жизни ребенка.

 Вот почему здоровое питание возможно толь­ко при потреблении разнообразных пищевых про­дуктов, которые вместе поддерживают требуемый баланс пищевых веществ. В этом смысле нельзя говорить о хороших или плохих продуктах: каж­дый продукт играет свою роль в поддержании этого баланса, но в то же время очевидно, что одни продукты богаче некоторыми пищевыми веществами, чем другие.

Здоровье ребенка в значительной степени за­висит от питания. Особенно важна роль питания в младшем школьном возрасте. Организм млад­шего школьника продолжает расти и формиро­ваться. У детей бурно протекают процессы обме­на веществ, все органы и системы у них нахо­дятся в стадии роста, развития и формирования функций. Происходит развитие нервной систе­мы, становление и совершенствование высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы, интеллекта. Дети отличаются большой подвиж­ностью, в связи, с чем они нуждаются в соответ­ствующем поступлении энергии с пищей.

Следует учесть такой факт: чем младше ребе­нок, тем активнее протекают у него все упомя­нутые процессы и тем чувствительнее он к лю­бым нарушениям в питании.

Правильно организованное питание яв­ляется одним из важнейших условий, обеспечивающих нормальный рост и раз­витие детского организма. Питание необ­ходимо строить так, чтобы с пищей ребе­нок получал все пищевые вещества, ко­торые входят в состав тканей и органов, — белки, жиры, углеводы, витамины и ми­неральные вещества, а энергетическая ценность, т.е. калорийность, суточного рациона покрывала бы все энергозатраты растущего организма.

Пища младших школьников почти не отлича­ется от пищи взрослых, но у них но сравнению с взрослыми в силу интенсивного обмена веществ и повышенных энергетических затрат, связанных с ростом и мышечной активностью младших школь­ников, потребность в ней более высокая и, что особенно важно, обусловливает необходимость обращать особое внимание на высокий уровень белков в рационе и достаточную его калорийность. Исследования показывают, что дефицит питания вызывает отклонения в физиологической деятель­ности больших полушарий головного мозга, что ведет к задержке интеллектуального развития. Пища необходима не только для восстановления затраченной энергии, она обеспечивает поступле­ние веществ, за счет которых происходит формирование новых клеток и тканей организма в свя­зи с его продолжающимся ростом и развитием.

Как уже отмечалось, полноценность пищи в количественном отношении состоит в том, что она должна полностью покрывать энергетические зат­раты организма. Общий расход энергии у чело­века слагается из трех величин: основного обме­на, повышения обмена при приеме пищи и повы­шения обмена при различной деятельности. Энер­готраты организма выражаются в килокалори­ях (ккал). В этих же единицах обозначается и энергетическая ценность пищи.

Основной обмен — это энергия, идущая на работу органов, обеспечивающих жизнь челове­ка. Даже при относительном покое, во время сна, организм расходует энергию, необходимую для поддержания основных физиологических функ­ций — работы сердца, легких, почек. Величина основного обмена зависит от многих факторов: пола, возраста, веса, роста и др.

Например, ребенок 6—10 лет почти полови­ну полученной энергии тратит на движение, а остальное на рост, дыхание, пищеварение, дру­гие процессы.

Родители часто спрашивают врачей, чем и как кормить ребенка, чтобы добиться хорошего ап­петита и правильного роста и развития. Прежде всего, родители должны помнить, что не только недоедание, но и избыточное или однообраз­ное питание вредны для организма. При недо­статочной калорийности пищи уменьшается вес тела, ухудшается самочувствие, падает работос­пособность, снижаются защитные силы организ­ма, при избыточном питании значительно увели­чивается вес. Это может повлечь за собой различ­ные нарушения, и прежде всего, в жировом и хо­лестериновом обмене.

Пища ребенка должна быть смешанной, вклю­чающей продукты мясные, молочные, раститель­ные, с достаточным количеством витаминов и ми­неральных веществ. Само собой разумеется, что все пищевые продукты, как растительного, так и животного происхождения, должны быть доб­рокачественными. Испорченные продукты содер­жат вещества, образующиеся в процессе порчи продуктов за счет жизнедеятельности различных микроорганизмов, в том числе болезнетворных, и способные вызвать тяжелые заболевания. Все продукты питания должны быть свежими, так как при длительном хранении меняются их вку­совые качества и химический состав.

Определив примерные энергетические затра­ты, мы можем высчитать, сколько и какой пищи человеку требуется.

При усвоении того или иного пищевого про­дукта выделяется различное количество калорий.

Калорийную (энергетическую) ценность и состав пищевых продуктов можно узнать, посмот­рев в специальные таблицы. Она же указывает­ся на этикетках продаваемых продуктов питания.

По профессиональному признаку и, соответ­ственно, по количеству энергетических затрат люди делятся на следующие группы:

1.    Люди, занятые в сфере интеллектуального труда: ученые, врачи, преподаватели, сту­денты, учащиеся и т.д. Их суточные затра­ты не превышают 3000 килокалорий (ккал).

2.    Рабочие легкого физического труда: води­тели, машинисты, токари и др. Энергети­ческие затраты этой группы составляют3500 ккал.

3.    Люди, выполняющие тяжелый физический труда, затрачивают от 4000 до 5000 ккал.

Физиологическая потребность детей в воз­расте 6—10 лет в энергии 2000—2350 ккал.

Нормы физиологических потребностей в энергии детей-подростков (ккал)

11 — 13 лет, мальчики —          2750

11—13 лет, девочки   —             2500

14—17 лет, мальчики —            3000

14—17 лет, девочки    —            2600

Мудрые мысли

Сыт — весел, а голоден — нос повесил. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

Пословицы

Пища служит источником силы нашего орга­низма потому только, что она — ни что иное, как консерв солнечных лучей.

К. А. Тимирязев

Какое у вас отношение к питанию?

1.       Имеются ли продукты, которым вы отдаете предпочтение?

2.       Есть ли у семьи любимое блюдо? Какие лю­бимые блюда ваших детей?

3.       Какие блюда не нравятся членам вашей се­мьи? Детям? Почему?

4.       Влияет ли цена на выбор продуктов?

5.       Какие продукты вы можете купить, но не хотите?

6.       Какие продукты вы бы купили, независимо от цены?

7.       Есть ли в вашем рационе блюда белорусской кухни?

8.       Существуют ли блюда, вкус которых для вас чересчур острый?

9.       Любите ли вы пробовать новые блюда?

10.   Какие блюда кажутся вам удивительными?

11.   Избегаете ли вы употребления определенных блюд по различным причинам (здоровье, на­циональность, религия и т.д.)?

12.   Есть ли у вас в семье фирменные блюда?

13.   Влияет ли на выбор продуктов для вашей семьи реклама?

14.   Как вы считаете, какие продукты наиболее полезны для здоровья — отечественные или зарубежные?

15.   Часто ли вы и члены вашей семьи перекусы­ваете что-нибудь на бегу?

16.   Что вы кушаете, когда чувствуете себя счас­тливым? Печальным? Когда нервничаете?

17.   Есть ли в вашей семье определенные привыч­ки в питании?

Обсудите в семье итоги тестирования.

Самостоятельно оцените ваше отношение к питанию: рациональное, здоровое, удовлетвори­тельное, неудовлетворительное.



Если бы люди ели только тогда, когда очень голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней, и им легче бы было управлять своей душой и телом.

                                                                               Л. Толстой

Рекомендации для родителей подростков.

1. Организация рационального питания подростков.

2. Рацион и режим питания подростков.

Варианты рекомендуемых блюд для подростков на завтрак:

Рекомендации для родителей старшеклассников.

Режим питания старшеклассника должен включать 4-5 приемов пищи в сутки, через 4 часа; более частые приемы приводят к снижению аппетита, редкие - к большим объемам пищи и растяжению желудка. Питание в школе желательно сочетать с домашним питанием, чтобы рацион не был однообразным или недостаточным. В первую половину дня лучше съедать продукты, богатые животным белком, а на ужин - молочно-растительные блюда.
2. Особенности питания подростков во время экзаменов, при интенсивных учебных нагрузках. В напряженные периоды жизни, к которым относится и подготовка к экзаменам, физиологические потребности организма угнетены. В этой ситуации у подростка может отмечаться сниженный аппетит. Однако полноценное, регулярное питание в этот период имеет особое значение, т.к. является залогом полноценной учебной работы.

Рекомендации для родителей младших школьников

Новое Положение об организации питания обучающихся

Здоровое питание

Постановление об организации питания 14 октября 2019 г. № 694

раскрыть » / « свернуть

Здоровое питание - путь к отличным знаниям.

раскрыть » / « свернуть

5 ключевых правил профилактики кишечных заболеваний

раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта