ХОТИМСКИЙ РАЙОННЫЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
Отдел идеологической работы,
культуры и по делам молодежи
материал для информационно-пропагандистских групп
- ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО:
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
- О НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, СВЯЗАННЫХ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
- ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА В ОБЛАСТИ. НЕОСТОРОЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ОГНЕМ ПРИ КУРЕНИИ. АКЦИЯ «НЕ ПРОЖИГАЙ СВОЮ ЖИЗНЬ!». ПЕЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ДЕТСКАЯ ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ. ТОНКИЙ ЛЕД.
- О РЕАЛИЗАЦИИ В МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
- О ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
г.п. Хотимск
ноябрь 2022 г
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО:
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) – наиболее близкая людям сфера, поскольку включает большинство сторон нашей повседневной жизни: качественная питьевая вода, тепло в доме, ремонт подъездов, надежность работы лифтов, своевременный вывоз мусора, озеленение населенных пунктов и многое другое.
В Беларуси развитие ЖКХ направлено на обеспечение повышения комфортности проживания и безопасности граждан, экономической эффективности оказания населению жилищно-коммунальных услуг.
Справочно:
В состав ЖКХ входят жилищное хозяйство, водоснабжение
и водоотведение, коммунальная теплоэнергетика, благоустройство
и санитарная очистка населенных пунктов, озеленение городов и др.
Сфера ЖКХ традиционно находится на особом контроле Главы государства. ”Основным критерием эффективности работы нашего коммунального хозяйства является оценка со стороны рядового потребителя. Мы все понимаем, что услуги ЖКХ – основа качества жизни людей. Если в квартире у человека тепло, в кране хорошая вода,
в подъезде и во дворе порядок, то и слова в ваш адрес будут только положительные“, – особо отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, на совещании по вопросам функционирования ЖКХ
5 апреля 2022 г.
1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЖКХ
И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
1.1. Жилищный фонд, его содержание и эксплуатация
Жилищный фонд страны насчитывает свыше 1,5 млн. жилых домов общей площадью около 267 млн. кв. м, в том числе около 170 млн. кв. м (64%) – в многоквартирных домах. В государственной собственности находится менее 6% жилой недвижимости, остальные 94% – частная собственность граждан и юридических лиц.
Каждый человек отдает предпочтение уютным и комфортным условиям проживания. Предоставление таких условий лежит на жилищно-эксплуатационных службах, в чьи непосредственные обязанности входит содержание жилфонда. В Беларуси проводится единая политика в отношении эксплуатации жилищного фонда независимо от форм собственности организаций ЖКХ.
Результатом проведения последовательной политики в области эксплуатации жилищного фонда является крайне низкая площадь ветхих и аварийных жилых домов (не превышает 0,1% от общей площади жилья). Более того, ежегодно увеличиваются объемы ввода жилья после капитального ремонта в целях улучшения эксплуатационных показателей жилфонда.
Справочно:
С 2010 по 2021 год объемы ввода жилья после капитального ремонта увеличились более чем в 2 раза (с 1,4 до 3,4 млн. кв. м), что позволило довести удельный уровень капремонта в 2021 году до 2,8% от обслуживаемой площади.
В республике установлены единые подходы к проведению, планированию и финансированию капитального ремонта, а также перечень видов работ, финансируемых за счет средств, направляемых на капитальный ремонт жилфонда (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 324).
Необходимость проведения капитального ремонта определяется на основании обследования жилого дома и срока его службы. Списки нуждающихся в капитальном ремонте домов формируются местными исполнительными органами с перспективой на год, на 5 лет
и размещаются в средствах массовой информации, на интернет-сайтах исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.
Отчисления на капремонт жилфонда производят все без исключения жители многоквартирных домов (на 1 ноября 2022 г. тариф составляет 0,1958 руб. за 1 кв. м ежемесячно).
Белорусское государство оказывает поддержку гражданам путем субсидирования данного вида услуг: за счет бюджетных средств предусмотрены механизмы реализации энергоэффективных мероприятий в жилищном фонде (утепление фасада жилого дома, установка счетчиков тепла, замена системы отопления) с последующим возмещением собственниками жилых помещений части стоимости мероприятий (до 50%) в течение 10 лет равными ежемесячными платежами.
Справочно:
Тепловая модернизация 50 многоквартирных домов приводит
к сокращению финансовых затрат на субсидирование оплаты тепловой энергии для населения из бюджета на 520 тыс. руб. ежегодно.
Например, в месяц отопительного периода потребление тепловой энергии двухкомнатной квартирой площадью 48 кв. м в среднем составляет 1 Гкал; после проведения тепловой модернизации – уменьшится на 30% и составит 0,7 Гкал. Экономия по субсидированному тарифу для населения составляет порядка 6,5 белорусских рублей.
Это стало возможно благодаря положениям Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 327 ”О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов“ (далее – Указ № 327), который устанавливает механизм снижения теплопотребления жилого дома, позволяет повысить комфортность проживания граждан и предоставляет гражданам финансовую поддержку.
Согласно Указа № 327, решение граждан об участии в энерго-эффективных мероприятиях является добровольным, при этом собственники сами выбирают необходимые виды работ из предлагаемого перечня.
Указом № 327 установлено, что все работы по реализации энергоэффективных мероприятий выполняются за счет бюджетных средств, а граждане (собственники) возмещают затраты только после их реализации. Размер возмещения определяется пропорционально доле каждого собственника в общей площади жилых или нежилых помещений.
Поскольку в нашей стране поддержка семьи является национальным приоритетом, государство оплатит конкретной семье размер превышения платы за потребленные жилищно-коммунальные услуги (в пределах установленных норм)с учетом платы за реализацию энергоэффективных мероприятий, если плата будет превышать определенную долю в их совокупном доходе (20% в городе или 15% в сельской местности).
1.2. Развитие систем питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации)
Вопросы обеспечения населения качественной питьевой водой являются одной из важнейших задач белорусского государства, решение которой напрямую влияет на улучшение жизни людей.
Ощутимый результат принесли принятые Главой государства решения по строительству сетей водоснабжения, водоотведения
в существующей индивидуальной застройке.
По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства (далее – МЖКХ), в 2020 – 2021 гг. построено 68,52 км сетей водоснабжения и 48,51 км сетей водоотведения (канализации), что позволило повысить комфортность проживания населения (преимущественно в сельских населенных пунктах).
В целях создания комфортной среды проживания в Беларуси реализуется подпрограмма ”Чистая вода“ в рамках Государственной программы ”Комфортное жилье и благоприятная среда“ на 2021 – 2025 годы. К основным задачам подпрограммы относятся: обеспечение потребителей водоснабжением питьевого качества, обеспечение населения централизованными системами водоснабжения и водоотведения, повышение качества очистки сточных вод и надежности систем водоснабжения и водоотведения.
Справочно:
В рамках подпрограммы ”Чистая вода“ за 2021 год построена
201 станция обезжелезивания воды (в планах к 2025 году – 800), переподключено 12 населенных пунктов к централизованной системе водоснабжения с водой питьевого качества (в планах к 2025 году – 100).
В целом в Республике Беларусь построена 871 станция обезжелезивания воды, 61 населенный пункт переподключен
к существующей централизованной системе водоснабжения с водой питьевого качества. Ежегодно выполняется замена сетей водоснабжения и водоотведения со сверхнормативными сроками эксплуатации в объеме не менее 3% от общей протяженности со сверхнормативным сроком эксплуатации. В результате доступ к качественной питьевой воде получили более 500 тыс. человек, проживающих преимущественно
в сельской местности.
За текущую пятилетку планируется также повысить качество очистки сточных вод путем строительства и модернизации более
70 объектов очистных сооружений сточных вод; строительство около
300 водозаборных скважин; перевод г.Минска на водоснабжение из подземных источников и иные мероприятия, направленные на обеспечение потребителей водой питьевого качества.
1.3. Повышение надежности, технологической и экономической эффективности теплоснабжения
”Теплоснабжение – это не только одна из наиболее важных жилищно-коммунальных услуг, но и самая дорогая“ – отметил Президент А.Г.Лукашенко 20 октября 2017 г. на республиканском семинаре ”О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны“. Вместе с тем, население Беларуси не ощущает существенной экономической нагрузки, поскольку государство оказывает серьезную государственную поддержку.
Справочно:
Граждане возмещают лишь около 20% затрат на потребляемую тепловую энергию, остальные 80% покрываются бюджетом. Так,
за 1 Гкал население платит по тарифу 21,75 рубля (общий тариф на сегодняшний день), в то время как себестоимость 1 Гкал составляет 118,95 рубля. Остальное доплачивает государство.
Примечательно, что в Беларуси курс на энергосбережение осуществляется не за счет запретов и уменьшения подачи тепла (как сейчас происходит в Европе), а при помощи гораздо более разумных
и эффективных мер.
Справочно:
Например, в настоящее время к неординарным мерам прибегают
в ФРГ: в спортзалах г.Ганновера планируется поддерживать температуру не выше 15 градусов; в г.Мюнхене отключили горячую воду в офисах; власти земли Баден-Вюртемберга предложили населению отапливать в квартирах лишь одну комнату и вместо душа ”обтираться влажной тряпкой“. Цены производителей в Германии
в сентябре выросли на 45,8% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Тарифы на газ для бытовых потребителей выросли на 29%, а на электричество – на 12%.
В Великобритании дома могут столкнуться с серией трехчасовых отключений электроэнергии, если подача газа из России прекратится. Почти 8 млн. британцев имеют проблемы с оплатой счетов.
Во Франции главным товаром в преддверии зимы стали грелки, спрос на которые вырос в среднем на 30%. Власти региона Гранд-Эст предупредили о возможной приостановке работы железнодорожного транспорта, если рост тарифов продолжится. Плата за проезд, по сравнению с прошлым годом, возросла почти на 10%.
В Чехии своя ”экономия“: не включают отопление в школах, детям на уроках раздают пледы; студентов предлагают перевести на дистанционное обучение.
В Нидерландах постепенно прекращают работу теплицы, несмотря на то, что именно на них приходится почти 40% объема выращенных в Европе овощей. Соответственно, сокращаются рабочие места.
В Венгрии планируется сэкономить на культуре: закрыть на зимний период старейшие театры, так как отсутствует возможность оплачивать выросшие в 8–10 раз счета за отопление.
В Румынии, где свыше половины населения уже отапливает дома дровами, Правительство ввело потолок цен на дрова.
В Польше власти некоторых городов рассматривают варианты закрытия ряда офисов (в остальных температура составит
18 градусов), бассейнов, отключения уличного освещения, создания уличных точек обогрева. Фиксируется резкий рост спроса на уголь.
Литовское правительство приняло решение использовать для отопления г.Вильнюса загрязняющий окружающую среду мазут.
В столичном районе Вилкпеде счет за квартиру площадью 40 кв. м составляет 73 евро. Самые высокие цены фиксируют жители пос.Вежайчай Клайпедского района: за квартиру площадью 37 кв. м
(из них 7 кв. м – неотапливаемый коридор) счет со скидкой, одобренной горсоветом, составляет 208 евро.
В Эстонии по состоянию на 1 октября стоимость коммунальных услуг из расчета на квартиру площадью 85 кв. м составляет 260 евро
(в сумму входит стоимость электроснабжения, отопления, воды, вывоза мусора).
Почти идентичную сумму за коммунальные услуги платят
в Латвии и Австрии – 238 и 237 евро соответственно.
Частью государственной политики по укреплению энергетической безопасности страны стало активное использование местных видов топлива.
Справочно:
Согласно информации Минэнерго, по объемам добычи торфа Беларусь занимает четвертое место в мире, по объему производства брикетов – первое.
При этом речь идет не только о дровах и торфе, но и об отходах производств – это щепа, льняная костра (древесная часть стеблей льна, образующаяся как отходы производства при механической обработке сырья) и другие возобновляемые ресурсы.
Справочно:
В нашей стране на местных видах топлива работают порядка 70% котельных ЖКХ, а доля местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива достигла 44,3%.
Внедрение местных видов топлива имеет двойную выгоду:
во-первых, используется отечественный ресурс: во-вторых, под него разрабатывается оборудование, что создает дополнительные рабочие места.
Так, активное развитие получили пеллетные производства (пеллеты – гранулы биотоплива). С 2019 года построено 16 новых заводов, всего – 21. Строительство этих предприятий в небольших регионах позволило создать около 200 новых рабочих мест. Ранее белорусские топливные гранулы полностью уходили на европейский рынок. В связи с введенными Западом санкциями в отношении продукции белорусской деревообработки активно осуществляется поиск новых торговых партнеров. К следующему отопительному сезону организации Минлесхоза планируют полностью перейти на отопление пеллетами.
Коммунальные предприятия начали применять простые
в использовании предизолированные трубы для подачи тепла (предварительно изолированные трубы, использование которых помогает сократить теплопотери; срок службы – около 50 лет).
Справочно:
За прошлую пятилетку организациями ЖКХ заменено 3,1 тыс. км тепловых сетей, что позволило стабилизировать количество тепловых сетей со сверхнормативными сроками эксплуатации и увеличить протяженность тепловых сетей с использованием предизолированных труб.
В связи с реализацией в нашей стране проекта по строительству Белорусской атомной электростанции у потребителей расширился спектр использования электроэнергии.
Справочно:
За январь – август 2022 г. объем потребления электроэнергии населением для нужд отопления и горячего водоснабжения вырос
в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года: со 162,5 млн. кВт·ч до 300,5 млн. кВт·ч.
Увеличение электропотребления для отопления и горячего водоснабжения ведется по трем направлениям:
строительство нового электрифицированного многоквартирного
и индивидуального жилья;
перевод многоквартирных жилых домов с печным отоплением на использование электроэнергии;
электрификация эксплуатируемого индивидуального жилищного фонда для целей отопления и горячего водоснабжения.
В этих целях на уровне Главы государства приняты стимулирующие тарифы, а также имеется возможность возмещения части расходов граждан на электроснабжение эксплуатируемого жилищного фонда (Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2020 г. № 127 ”О возмещении расходов на электроснабжение эксплуатируемого жилищного фонда“).
Электроэнергия для отопления, горячего водоснабжения, приготовления пищи – выгодное решение для частного сектора.
Справочно:
В Беларуси на 1 июня 2022 г. около 31 тыс. бытовых абонентов перешли на расчеты по тарифам за электрическую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения.
1.4. Совершенствование систем обращения с коммунальными отходами
Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) и вторичными материальными ресурсами (далее – ВМР) в Республике Беларусь на период до 2035 года(далее – Национальная стратегия) предусматриваетсовершенствование системы переработки и использования отходов.
Справочно:
В Республике Беларусь ежегодно образуется около 4 млн. т ТКО. При этом 73% – это отходы потребления, образовавшиеся у населения, остальное – отходы объектов обеспечения жизнедеятельности человека.
С 2012 по 2021 год объемы сбора ВМР (отходы стекла, полимерные отходы, отходы бумаги и картона) увеличились в 2 раза (соответственно 381,6 тыс. т и 790,6 тыс. т).
К началу 2022 года уровень использования коммунальных отходов составил 31,1%, что в 3 раза больше, чем 9 лет назад. Поставлена задача достичь уровня использования коммунальных отходов к 2025 году – 64%, а к 2035 году – 90%.
Важную роль в вопросах совершенствования обращения с отходами играет подпрограмма ”Цель 99“ Государственной программы ”Комфортное жилье и благоприятная среда“ на 2021 – 2025 годы. Ее суть сводится к тому, чтобы довести сбор ВМР и их переработку до 99%.
Сегодня в Беларуси запущено движение ”Цель 99“ как единая информационная кампания для развития ответственного отношения жителей страны к отходам потребления, популяризации раздельного сбора мусора и стремления сортировать максимум отходов.
Справочно:
В населенных пунктах насчитывается порядка 300 тыс. контейнеров (включая размещенные в секторе индивидуальной жилой застройки) и их количество постоянно увеличивается.
В соответствии с Национальной стратегией реализуются следующие комплексы мероприятий по совершенствованию системы обращения с ТКО и ВМР:
развитие инфраструктуры и совершенствование логистики
и раздельного сбора отходов – модернизация транспортного парка, контейнерного хозяйства, инфраструктуры сбора (контейнерные площадки, мусоропроводы);
модернизация системы обращения с коммунальными отходами на основе перехода от районной системы управления отходами на региональный уровень – в том числе создание 30 крупных комплексных объектов по сортировке и использованию ТКО, обслуживающих 3–6 районов;
Справочно:
В 2022 году ведется строительство таких объектов
в Барановичах, Орше, Бобруйске. До 2025 года подобные региональные комплексы должны заработать в Волковыске и Минске.
энергетическое использование отходов – внедрение технологии применения в цементной промышленности альтернативного RDF-топлива (англ.: refuse derived fuel или твердое вторичное топливо – это топливо, полученное из отходов). Использование такого вида энергии уменьшит количество отходов, захораниваемых на полигонах, а также снизит потребление или даже полностью заменит природный газ и уголь на цементных заводах;
Справочно:
В данный момент технологическая линия по использованию RDF-топлива введена в эксплуатацию на ОАО ”Красносельскстройматериалы“ (пилотный проект в Гродненской области). В перспективе RDF-топливо планируется использовать еще на двух белорусских цементных заводах – в Кричеве и Костюковичах.
внедрение технологий компостирования органической части ТКО (пищевые отходы, растительные остатки, отходы от уборки озелененных территорий) – планируется, что к 2035 году захоронение коммунальных отходов на полигонах сократится на 38%. В 2021 году
в Минске уже введена в эксплуатацию линия по компостированию органических отходов в УП ”Минскзеленстрой“.
В XXI веке Беларусь должна максимально использовать внутренние ресурсы, в том числе и отходы. Как отметил белорусский лидер А.Г.Лукашенко в апреле т.г. на совещании по вопросам функционирования ЖКХ, ”вторичные ресурсы – это Клондайк для белорусских предприятий… Это не должно умереть на свалке. Так работают все в Западной Европе… Возьмите ту же Швейцарию: там под 90% перерабатывается этого мусора. Это дешевый ресурс, дешевое сырье для дальнейшего использования“.
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения осуществляется при соблюдении основного принципа: ежегодный платеж по типовой 2-х комнатной квартире площадью
48 кв. м с тремя проживающими при нормативном потреблении услуг не должен увеличиться более чем на 5 долл. США в эквиваленте.
С 2019 года повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения происходит в два этапа (с 1 января и с 1 июня).
Справочно:
Несмотря на происходящий в последние годы рост стоимости услуг ЖКХ, их оплата занимает относительно невысокий удельный вес в расходах белорусских семей. Так, в 2005 году на эти цели из семейного бюджета тратилось порядка 9% от общего объема потребительских расходов семьи, в 2015 году – 6%, в 2021 году – 6,4%.
В июне 2022 г. Правительством принято решение об отмене ранее запланированного повышения (с 1 июня 2022 г. на 8,8%) тарифов на тепловую энергию и на электрическую энергию, используемую на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Избежать резкого увеличения доли жилищно-коммунальных услуг
в расходах домашних хозяйств удается за счет поступательного повышения доходов населения и снижения затрат на оказание ЖКУ.
Справочно:
За период с 2016 года по 2021 год экономия затрат по системе ЖКХ составила более 725 млн. рублей. Основной упор делается на сокращении потребления топливно-энергетических ресурсов, потерь тепловой энергии и воды, а также на оптимизации численности штатных сотрудников, уменьшении накладных расходов.
В целях обеспечения государственной поддержки малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения по оплате жилищно-коммунальных услуг с 1 октября 2016 г. функционирует система безналичных жилищных субсидий (далее – БЖС). Это позволяет адресно оказать поддержку малообеспеченным гражданам или семьям при оплате жилищно-коммунальных услуг, если их затраты на эти цели превышают 20% от совокупного дохода семьи в городе и 15% –
в сельской местности, при условии, что объемы потребления этих услуг находятся в пределах установленных законодательством норм и нормативов.
Предоставление субсидий осуществляется как на основе заявительного, так и выявительного принципа, предусматривающего автоматическое предоставление БЖС. Чтобы получить помощь по выявительному принципу, человеку ничего делать не нужно. Все сведения о нем находятся в единой информационной базе АИС ”Расчет – ЖКУ“. Предоставляется такая помощь социально уязвимым слоям населения (инвалидам, ветеранам, пенсионерам).
Справочно:
Более 90% белорусских граждан субсидии получают по выявительному принципу.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от
7 июня 2018 г. № 225 ”О безналичных жилищных субсидиях“ система предоставления субсидий по выявительному принципу расширена за счет включения отдельных социально уязвимых категорий граждан:
осуществляющих уход за детьми в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом до 18 лет и получающих пособие в органах по труду, занятости и социальной защите;
получающих пособие по уходу за лицами, достигшими восьмидесятилетнего возраста, или инвалидом I группы.
Справочно:
По итогам проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в сентябре 2022 г. республиканского телефонного опроса, среди проблем, больше всего волнующих население, тарифы на коммунальные услуги находятся на 11 месте (19,6% опрошенных) из 17.
3. УЛУЧШЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Чистая, ухоженная Беларусь – бренд, известный далеко за пределами нашей страны. Вопрос поддержания порядка на земле в нашей стране никогда не относился к числу второстепенных. Это обусловлено как традициями и менталитетом белорусов, так и постоянным вниманием, которое уделяет этой теме руководство страны.
”Очень хотел бы, чтобы не только в Минске, но на территории всех наших городов и поселков был порядок, чтобы чувствовалась забота человека о том уголке, где ты живешь. И мы этот имидж не должны потерять“, – констатировал Президент А.Г.Лукашенко на совещании по вопросам функционирования жилищно-коммунального хозяйства 5 апреля 2022 г.
Основными мероприятиями по благоустройству населенных пунктов в сфере ЖКХ являются:
поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовых территорий многоквартирных жилых домов;
содержание и ремонт объектов благоустройства, кроме наружного освещения, а также содержания и ремонта улично-дорожной сети населенных пунктов;
наружное освещение населенных пунктов;
содержание и ремонт улично-дорожной сети, включая ремонт мостовых сооружений, населенных пунктов;
реконструкция (модернизация) мостовых сооружений населенных пунктов.
В Беларуси установлен норматив озелененности территорий населенных пунктов – 40%. За последние три года уровень озелененности населенных пунктов вырос: в некоторых районах он достигает 60–65%.
Справочно:
В ходе реализации республиканского плана мероприятий по наведению порядка на земле за январь – август 2022 г.:
произведена посадка 397,563 тыс. деревьев и 223,395 тыс. кустарников на придомовых и иных территориях населенных пунктов;
высажено 17 867,116 тыс. цветов в населенных пунктах;
высажено 12,086 тыс. деревьев и 9,48 тыс. кустарников вдоль автомобильных дорог.
Улучшение благоустройства населенных пунктов – это забота не только государства и соответствующих государственных служб, но и, в первую очередь, каждого из нас.
Значительную роль в этом направлении играют республиканские субботники. Также в каждом регионе стали традиционными месячники по благоустройству и озеленению придомовых территорий.
Глава государства А.Г.Лукашенко на республиканском семинаре-совещании ”Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне“ в июне 2022 г. заявил: ”Есть вопросы, которые люди могут и должны разделить с государством. Самое простейшее ‒ создавать уют и красоту своими руками и для себя, беречь чистоту в своих домах, дворах, на улицах в городах и поселках. И как минимум сохранить то, что создано целыми поколениями белорусов до нас“.
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ЖКХ. РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Центром информационных технологий Мингорисполкома активно развивается государственная информационная система ”Жилищно-коммунальное хозяйство“ (ГИС ЖКХ), которая объединяет в себе следующие ресурсы:
автоматизированная система ”Диспетчерская служба“ (далее – Система);
республиканский портал ”Моя Республика“ 115.бел – своего рода ”публичная витрина“ Системы. При этом граждане могут подавать заявки как с помощью портала, так и используя мобильное приложение либо единый телефонный номер 115;
автоматизированная информационная система ”Учет эксплуатационных затрат по жилому дому“ (АИС ”ДомУчет“) – осуществляет сбор, обработку и учет объективной информации о техническом состоянии жилых зданий в целях рационального распределения ресурсов, направляемых на поддержание жилищного фонда, и контроля эффективности их расходования. Система внедряется в г.Минске и ряде других городов. В дальнейшем планируется ее масштабирование на все регионы;
геоинформационная система ”Интерактивная карта г.Минска“ – позволяет осуществлять цифровую инвентаризацию объектов улично-дорожной сети, объектов благоустройства города и придомовых территорий, планировать и контролировать качество содержания ее отдельных составных частей (проезжей части, пешеходной зоны и переходов, бортового камня, остановочных пунктов и малых архитектурных форм), получить единый картографический сервис ЖКХ на уровне столицы. Карта успешно эксплуатируется в г.Минске, г.Гродно; до конца 2022 года будет внедрена в г.Витебске и г.Лиде;
информационная система ”Инженерные сети“ (карта раскопок в г.Минске) – с апреля 2022 г. на карту столицы нанесены все планы по работам владельцев инженерных сетей. Система позволяет избегать конфликтных ситуаций при проведении работ, решить задачу по уменьшению количества повторных раскопок на одной территории, повысить качество работ за счет снижения числа ошибок в планировании работ, оптимизировать финансовые расходы на благоустройство территории.
В мессенджере Telegram запущен чат-бот ”Контакт-центр ЖКХ г.Минска“ (@portbelbot). Любой гражданин может ввести название улицы и получить информацию обо всех плановых и внеплановых работах, в том числе авариях, связанных с прекращением либо ухудшением качества оказания жилищно-коммунальных услуг, сроках их завершения. Таким же образом потребители могут узнать сроки отключения или включения отопления в осенний (весенний) период,
а также сроки отключения горячего водоснабжения летом по любому адресу.
Справочно:
Подробную информацию о ЖКХ Беларуси (в том числе об использовании соответствующих информационных ресурсов) можно получить на Портале коммунальной грамотности gkx.by, созданном на предприятии ”Жилкомиздат“.
За 2021 год в МЖКХ и в организации ЖКХ поступило около 70 тыс. обращений граждан. Это примерно на 3% меньше, чем в 2020 году.
Практика показывает, что введенная в Беларуси система обращений населения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, удобна и эффективна. С 1 января по 30 сентября 2022 г. по единому короткому телефонному номеру 115 и посредством интернет-портала 115.бел поступило более 1,88 млн. заявок и претензий (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,9% меньше), оказано порядка 1,32 млн. консультаций. Осуществляется контроль за своевременным реагированием и качественным исполнением заявок граждан, поступающих в службу 115, в областях и г.Минске путем организации обратной связи с потребителем, в том числе с помощью автоматического обзвона.
Анализ структуры тематики поступивших обращений показывает, что для граждан наиболее проблемными остаются вопросы ремонта, эксплуатации и содержания жилищного фонда, благоустройства и содержания населенных пунктов, оказания коммунальных услуг, деятельности товариществ собственников.
Справочно:
По итогам проведенного Институтом социологии НАН Беларуси
в сентябре 2022 г. телефонного опроса на вопрос ”Удовлетворены ли вы работой жилищно-коммунальных служб в Вашем населенном пункте?“ утвердительно ответили 66,9% респондентов (в том числе ”да“ – 42,4%, ”скорее да“ – 24,5%). По данной тематике наблюдается положительная динамика в сравнении с 2019 годом (тогда ответ ”удовлетворен“ дали 60,7% опрошенных).
***
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая 10 июня 2022 г. в г.Минске на семинаре-совещании ”Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне“ особо подчеркнул: ”Принципы эффективной обратной связи и доверительного диалога власти с людьми являются основополагающими во всей работе административно-управленческого аппарата. Это идеал, к которому мы стремимся. Он вполне соответствует нашим политическим традициям, истоки которых даже не в современной истории, а гораздо глубже“.
Материал подготовлен на основе информации
Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Министерства жилищно-коммунального хозяйства,
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства энергетики Республики Беларусь,
материалов республиканского семинара-совещания ”Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне“ (9–10 июня 2022 г.), государственных СМИ
О НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, СВЯЗАННЫХ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Реализация современных производственных процессов невозможна без использования транспортных средств, которые являются источниками повышенной опасности. В связи с этим задача работодателей принять все необходимые меры для организации их безопасной эксплуатации.
По оперативным данным Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в истекшем периоде 2022 года в организациях Могилевской области при эксплуатации транспортных средств погибло 4 работника, 15 тяжело травмированы и 15 работников получили травмы, не относящиеся к числу тяжелых производственных травм. При этом, 8 человек получили травмы в результате дорожно-транспортных происшествий.
Так, 12.02.2022 произошел несчастный случай со смертельным исходом с маляром завода «Могилевтрансмаш» открытого акционерного общества «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ».
Потерпевший проходил по проезду участка сборки, сдачи автомобильной техники и проведения приемо-сдаточных испытаний рядом с самосвалом с работающим двигателем. Когда он поравнялся с кабиной, самосвал внезапно начал движение вперед при этом толкнул потерпевшего, который упал и попал под задние колеса самосвала, получив при этом травмы не совместимые с жизнью.
Причинами несчастного случая явились:
нарушение водителем автомобиля требований инструкции по охране труда, так как он не убедился перед началом движения в безопасности движения автомобиля для окружающих; несоблюдение правил дорожного движения при передвижении;
нарушение потерпевшим требований инструкции по охране труда, выразившееся в том, что при встрече транспортного средства на проезде, он не остановился в безопасном месте, не пропустил транспорт, а продолжил движение.
В результате наезда фронтального универсального погрузчика «Амкодор-352 С-02» 28.02.2022 погиб животновод открытого акционерного общества «Говяды-агро» – управляющая компания холдинга», осуществлявший чистку кормового стола на ферме.
Причинами несчастного случая определены:
допуск потерпевшего и тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства к выполнению работ без инструктажа по охране труда и проверки знаний по вопросам охраны труда;
неосуществление инженером по охране труда контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, что выразилось в том, что он не выявил и не пресек выполнение работ животноводом и трактористом-машинистом сельскохозяйственного производства, не прошедшими инструктаж по охране труда и проверку знаний по вопросам охраны труда;
нарушение потерпевшим требований инструкции по охране труда, выразившееся в нахождении в зоне работы погрузчика;
не обеспечение трактористом-машинистом сельскохозяйственного производства безопасности окружающих в процессе выполнения работ, выразившееся в движении на погрузчике при нахождении в зоне его работы потерпевшего.
31.05.2022 был тяжело травмирован гражданин, оказывавший механизированные услуги на тракторе колесном МТЗ-82Л, по гражданско-правовому договору, заключенному с закрытым акционерным обществом «АСБ-Агро Тетерино».
Потерпевший, выполняя раздачу кормов в сарае молочно-товарного комплекса «Тетерино» на тракторе с кормораздатчиком РСК-12-2, обратил внимание, что опустилась задняя навеска трактора. Для того, чтобы поднять ее, он вышел из трактора и, не заглушая его и не отключая вращение карданного вала, подошел к задней навеске трактора с левой его стороны. Наклонившись в сторону навески, начал металлической цепью подцеплять опустившуюся навеску, в этот момент вращающийся карданный вал, не защищенный защитным кожухом, зацепил край незастегнутой куртки потерпевшего и сорвал ее с него. По инерции потерпевший ударился об вращающийся карданный вал, после чего его отбросило и он упал на землю.
Допуск к эксплуатации кормораздатчика РСК-12-2, не имеющего ограждения карданного вала, и непроведение потерпевшему инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда при выполнении работ по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства с применением кормораздатчика РСК-12-2 явились причинами данного несчастного случая.
02.06.2022 животновод открытого акционерного общества «Сож-Агро» оказался зажатым между задним навесным устройством и правым колесом трактора. При этом продолжавшее вращаться колесо трактора тяжело травмировало живот, правую руку и правую ногу потерпевшего.
Причинами несчастного случая явились эксплуатация трактора МТЗ 82 с неисправной тормозной системой, а также нарушение трактористом-машинистом сельскохозяйственного производства требований инструкции по охране труда, выразившееся в выполнении им работы на тракторе при имеющихся нарушениях требований охраны труда (неисправность тормозной системы), и в допуске к выполнению работ по присоединению карданного вала вакуумной станции к валу отбора мощности трактора, лица, не связанного с выполнением данной работы.
06.07.2022 в квартале 41 Любоничского лесничества был обнаружен смертельно травмированный машинист трелевочной (лесозаготовительной) машины ГЛХУ «Бобруйский лесхоз», который был зажат между землей и рамой кабины опрокинувшегося форвардера Амкадор-2661. В настоящее время проводится специальное расследование.
В истекшем периоде 2022 года зарегистрировано два несчастных случая, приведших к тяжелым производственным травмам, произошедших с работниками, эксплуатирующими гужевой транспорт.
Так, 26.06.2022 при перегоне крупного рогатого скота был тяжело травмирован животновод открытого акционерного общества «Белыничский райагропромтехснаб», который, двигаясь на гужевом транспорте по крутому спуску, натянул вожжи для того, чтобы притормозить коня, и съехал на обочину. При этом конь лягнул его правой задней ногой, ударив потерпевшего копытом в правую руку.
Причинами несчастного случая, наряду с непредвиденным поведением животного, явились допуск к эксплуатации гужевой повозки, имеющей специально оборудованное сиденье, расположенное таким образом, что конь смог достать задней ногой ездового, допуск к управлению гужевой повозкой потерпевшего, не прошедшего производственное обучение и инструктаж по охране труда по профессии конюх, а также нарушение потерпевшим требования локального правового акта по охране труда, что выразилось в управлении гужевым транспортом в состоянии алкогольного опьянения.
11.08.2022 с животноводом ОАО «Октябрь-Березки»произошел несчастный случай, приведший к тяжелой производственной травме. Потерпевший производил перевозку на гужевом транспорте двух рулонов сена. При перевозке лошадь стала вести себя непредвиденно, резко увеличила скорость, перешла в «галоп», в результате чего потерпевший не удержался на повозке и упал на землю. Причиной несчастного случая явилось непредвиденное поведение животного.
В результате дорожно-транспортных происшествий:
13.01.2022 произошел несчастный случай, не относящийся к числу тяжелых, с водителем автомобиля ОАО «Автомобильный парк № 3 г. Могилева». Причиной несчастного случая стало нарушение Правил дорожного движения потерпевшим.
03.03.2022 произошел тяжелый несчастный случай с работниками Осиповичский филиал Автопарк № 19 ОАО «Могилевоблавтотранс». Расследование не завершено;
22.03.2022 произошел групповой несчастный случай с водителем автомобиля, электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования и главным инженером Могилевской дистанции электроснабжения РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги». Расследование не завершено.
25.05.2022 произошел несчастный случай, не относящийся к числу тяжелых, с кондуктором Бобруйского филиала Автобусный парк № 2 ОАО «Могилевоблавтотранс». Причиной несчастного случая стало нарушение Правил дорожного движения водителем автобуса;
26.06.2022 тяжело травмирован работник ОАО «Спецавтопредприятие», который, работая на проезжей части, был сбит движущимся автомобилем. Причиной несчастного случая явилось нарушение Правил дорожного движения самим потерпевшим;
05.07.2022 произошел несчастный случай с работниками Филиала Могилевского республиканского унитарного предприятия электроэнергетики «Могилевэнерго» «Вендорож». Причиной несчастного случая стало нарушение Правил дорожного движения самим потерпевшим.
Требования безопасности дорожного движения определены Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее – Правила дорожного движения), а государственные нормативные требования по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского наземного электрического транспорта установлены Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128.
Необходимо напомнить, что в соответствии с подпунктами 2.5 и 2.6 Комплекса мер по предупреждению гибели и травмирования людей, по укреплению производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, безопасности производственной деятельности в организациях Могилевской области на 2022 год, утвержденного протоколом заседания комиссии по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при Могилевском облисполкоме от 27.12.2021 № 7, горрайисполкомам и организациям Могилевской области поручено обеспечить организацию проведения водителям автомобилей и работникам, совмещающим данную профессию, проверки знаний Правил дорожного движения при допуске к самостоятельной работе и периодически – не реже 1 раза в три года, а также повторных инструктажей по охране труда не реже 1 раза в 3 месяца.
Для обеспечения безопасной эксплуатации особую роль играет техническая исправность самих транспортных средств, соответствие их требованиям технической документации, нормативным правовым актам, в том числе техническим нормативным правовым актам.
Немаловажное значение для организации безопасной эксплуатации транспортных средств имеет и технологически правильная организация ремонтных работ на транспорте, механизация и модернизация этого процесса.
Вместе с тем, в организациях области в истекшем периоде 2022 года зарегистрирован ряд несчастных случаев, произошедших при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств.
Так, при проведении шиномонтажных работ 1 работник погиб, 4 работника получили тяжелые травмы и 2 – легкие, при выполнении работ ремонту двигателя и трансмиссии травмы, не относящиеся к числу тяжелых, получили 3 работника, после завершения работы по замене масла в двигателе автомобиля упал с бампера и получил легкую травму водитель автомобиля, еще один водитель автомобиля упал при спуске из кабины транспортного средства, один работник был легко травмирован в результате взрыва аккумуляторной батареи.
Справочно: в Хотимском районе 21.08.2022 в ОАО «Липовка» произошел несчастный случай на производстве без тяжелых последствий с водителем в результате падения с автомобиля МАЗ при проведении предсменного технического обслуживания на территории мехдвора (вины нанимателя не установлено).
На основании вышеизложенного и в целях предупреждения несчастных случаев на производстве при эксплуатации транспортных средств Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь полагает целесообразным следующее:
обеспечить безусловное соблюдение требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов, регламентирующих требования по охране труда, безопасности дорожного движения, а также технической (эксплуатационной) документации при эксплуатации транспортных средств;
исключить эксплуатацию неисправного гужевого транспорта;
запретить допуск к управлению гужевым транспортом лиц, не прошедших инструктаж по охране труда;
обеспечить проведение внеочередной проверки знаний с работниками и должностными лицами, нарушающими требования безопасности труда при эксплуатации транспортных средств;
обеспечить проведение внепланового инструктажа с работниками организаций, эксплуатирующих транспортные средства;
ужесточить контроль за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
исключить случаи допуска работников к эксплуатации транспортных средств без наличия соответствующей квалификации, обучения, стажировки, инструктажа, проверки знаний по вопросам охраны труда и обязательного медицинского осмотра;
проведение ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию транспортных средств производить в строгом соответствии с разработанной и утвержденной технологической документацией, определяющей конкретные способы и приемы безопасного выполнения работ;
к проведению ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию транспортных средств допускать работников, имеющих соответствующую квалификацию по профессии, прошедших обучение, стажировку, инструктаж по охране труда, проверку знаний по вопросам охраны труда, обеспеченных средствами индивидуальной защиты;
информировать работников о способах и приемах безопасного выполнения ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию транспортных средств;
неукоснительно проводить в установленном порядке предрейсовые и иные медицинские обследования водителей автомобилей;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения, не допуская к участию в дорожном движении неисправный транспорт;
обеспечить организацию проведения водителям автомобилей и работникам, совмещающим данную профессию, проверки знаний Правил дорожного движения, при допуске к самостоятельной работе и периодически – не реже 1 раза в три года, а также повторных инструктажей по охране труда не реже 1 раза в 3 месяца.
Материал подготовлен Могилевским областным управлениемДепартамента государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА В ОБЛАСТИ. НЕОСТОРОЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ОГНЕМ ПРИ КУРЕНИИ. АКЦИЯ «НЕ ПРОЖИГАЙ СВОЮ ЖИЗНЬ!». ПЕЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ДЕТСКАЯ ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ. ТОНКИЙ ЛЕД
За 10 месяцев текущего года в Могилевской области произошло 600 пожаров (в 2021 году – 656), погибло 68 человек (в 2021 году – 81 человек), в том числе 1 ребенок. Пострадало 48 человек, в том числе 3 ребенка. В результате пожаров уничтожено 121 строение, 40 единиц техники, 306 тонн грубых кормов.
В Хотимском районе произошло 8 пожаров, что на 58% меньше, чем за аналогичный период 2021 года (в 2021 -19 пожаров).
Основными причинами возникновения возгораний стали:
неосторожное обращение с огнём – 226 пожаров (в 2021 – 228 пожаров);
нарушение правил устройства и эксплуатации отопительного оборудования – 106 пожаров (в 2021 – 137 пожаров);
нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 152 пожара (в 2021 – 176 пожаров);
детская шалости с огнем – 12 пожаров (в 2021 - 12 пожаров);
нарушение правил эксплуатации газовых устройств – 5 пожаров (в 2021 - 8 пожаров).
В жилом фонде произошло 480 пожаров (в 2021 – 555 пожаров). Основная категория погибших - пенсионеры (41%) и неработающие (34% из общего числа погибших).
В сельской местности произошло 311 пожаров, погибло 39 человек.
Причинами возникновения пожаров в Хотимском районе стали:
- неосторожное обращение с огнём – 2 пожара (2 января горение фермы в д. Юзефовка, принадлежащей ОАО «Батаево»; 27 октября 2022 поступило сообщение о пожаре частного жилого дома в деревне Забелышин по ул.Молодежная.);
-нарушение правил устройства и эксплуатации отопительного оборудования – 2 пожаров (16 января горение сарая по ул. Пушкинской в г.п. Хотимске; 20 января пожар частного жилого дома в д. Ветка Беседовичского с/С Хотимского района по ул. Молодёжная);
- детская шалость с огнем – 2 пожара (11 июня д.Забелышин, ул.Свет пожар в частном доме; 2 сентября д. Батаево по улице Центральной – горела хозяйственная постройка.);
-нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 1 пожар (23 января пожаре гаража в г.п. Хотимск по ул.Дзержинского) ;
причина пожара устанавливается - 1 пожар (7 ноября в 21-27 соседи сообщили о пожаре частного жилого дома в г.п. Хотимск по ул. Набережной.).
I. Какова основная причина пожаров и гибели людей на них? Чтобы ответить на этот вопрос не обязательно быть работником МЧС, достаточно регулярно просматривать прессу и интернет. Практически ежедневно в огне незатушенной сигареты обрываются жизни. Из-за неосторожного обращения с огнем погибло 59 человек, 38 из которых на момент возникновения пожара находились в состоянии алкогольного опьянения. Неприятный запах, окурки под кроватью, пустые бутылки из-под спиртного – вот привычные атрибуты жизни большинства погибших. Будут ли они в пьяном угаре думать о своей безопасности? Вряд ли. Вот и расплачиваются за свою халатность собственной жизнью и нередко подвергают опасности жизнь окружающих.
Пример: 20 октября в 01-28 ночи в службу МЧС поступило сообщение о пожаре частного жилого дома по пер. Новому в Кличеве. Местные жители заметили возгорание, когда уже пылала кровля. На полу в комнате спасателями без признаков жизни была обнаружена 51-летняя хозяйка. Погибшая проживала одна, нигде не работала, жила за счет случайных заработков, которые тратила на спиртное и сигареты. Электричество в ее доме было отключено за неуплату еще в 2020 году.
Пример: 28 октября около 8 часов вечера жители д. Устинное Славгородского района, услышав треск горящего шифера, позвонили по телефону 101. Дом горел открытым пламенем. Спасателями на полу в одной из комнат без признаков жизни был обнаружен проживающий в доме пенсионер 1958 г.р. В результате пожара уничтожена кровля, перекрытие и имущество. Домовладение принадлежало Лопатичскому сельскому исполнительному комитету, не электрифицировано, отопление печное.
Пример: Позднее обнаружение пожара не оставило шансов на спасение 42-летнего жителя аг. Павловичи Кировского района. Накануне пожара утром 29 октября он вернулся с заработков из РФ, и после возвращения днем распивал спиртные напитки со своими знакомыми. А уже около половины двенадцатого ночи жилье запылало. В результате пожара уничтожена кровля, перекрытие, повреждены стены и имущество в доме.
Пример: 9 ноября около 7 часов вечера, проезжая по трассе вдоль д. Козлы Горецкого района, автомобилист заметил пылающий дома и вызвал подразделения МЧС. В одной из комнат спасателями без признаков жизни был обнаружен 47-летний сын хозяйки дома. Сама хозяйка умерла в 2021 году и сын, зарегистрированный в г. Орша, периодически приезжал в отчий дом. Мужчина нигде не работал, при наличии денежных средств употреблял спиртное, курил. Вот и накануне вместе со знакомым они употребляли спиртное.
II. Для привлечения внимания к проблеме пожаров и гибели людей из-за неосторожного обращения с огнем при курении с 8 по 18 ноября в области проводится республиканская акция «Не прожигай свою жизнь!».
Мероприятия акции проводятся в 2 этапа. Первый прошел с 8 по 11 ноября и затронул пункты приёма вторсырья, а также промышленные предприятия, общежития и другие места большого скопления людей. Вниманию участников были предложены тематические видеоролики об опасностях, которые таит в себе курение, возможность побеседовать со специалистом и задать ему интересующие вопросы.
Второй этап проводится с 14 по 18 ноября в вузах, колледжах, лицеях, а также в центрах безопасности и других местах с массовым пребыванием людей. В программе: тематические конкурсы и дискотеки, открытые диалоги, фестивали КВН, конкурсы миниатюр и т.д.
Мероприятия для лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, проводятся на базе отделений дневного пребывания при региональных наркологических диспансерах и включат в себя профилактическую беседу, просмотр тематического видеофильма, а также практические занятия, демонстрирующие последствия неосторожного обращения с огнём в быту.
III. С наступлением отопительного сезона значительно увеличивается число пожаров, происходящих в сельской местности. Домовладения с печным отоплением в осенне-зимний период – это одновременно комфорт и проблема, особенно для тех, кто вспоминает про печь только тогда, когда ее надо топить. Печное отопление требует регулярного и тщательного ухода.
Чтобы тепло домашнего очага было безопасным, необходимо:
Прочистить дымоход. Ведь скопившаяся в нем сажа не только ухудшает тягу, но и может впоследствии стать причиной возгорания.
Печи, поверхности труб и стен, в которых проходят дымовые каналы, должны быть без трещин, а на чердаках – оштукатурены и побелены. При малейшем выходе дыма место трещины сразу становится заметным.
Перед топочной дверцей должен быть прибит негорючий лист, располагаемый длинной его стороной вдоль печи. Подойдет плиточная или цементная основа.
Нельзя топить печи с открытыми дверцами, применять для розжига горючие жидкости, а также использовать дрова, длина которых превышает размеры топки.
Не складируйте одежду и другие предметы на печи и в непосредственной близости к отопительному прибору.
Золу, шлак, уголь следует удалять в специально отведенное место, подальше от сгораемых строений;
Не перекаливайте печь. Замените продолжительную топку 2-3 протапливаниями в день.
Не оставляйте без присмотра топящиеся печи и не доверяйте топку детям.
Во избежание отравления угарным газом, не закрывайте заслонку печи, пока угли полностью не прогорят.
Пример: 7 ноября в Бобруйскую городскую больницу с диагнозом «острое отравление угарным газом» был госпитализирован 68-летний житель деревни Ступени. Выяснилось, что он топил в доме печь и в результате преждевременного закрытия задвижки дымохода получил отравление угарным газом.
Этот газ опасен тем, что он не имеет ни цвета, ни запаха. И человек, даже бодрствуя, не чувствует, какая смертельная опасность его подстерегает.
Причиной отравления угарным газом является:
Нарушение правил эксплуатации печного отопления (несвоевременное закрытие печной заслонки, недостаточный доступ свежего воздуха в топливник, плохая тяга).
Неисправная работа печи и дымохода (трещины в конструкции печи, забитый дымоход).
Нахождение человека в очаге пожара.
Техническое обслуживание автомобиля в гараже или помещении с плохой вентиляцией, а также сон в автомобиле с включенным двигателем.
Наиболее эффективный способ избежать отравления — соблюдение требований безопасной эксплуатации печей, газовых котлов и водонагревателей. Постоянно следите за исправностью вентиляции в доме и тягой дымохода. Ухудшить тягу могут не только посторонние предметы, но и налет сажи, обледенение в период перепада температур и т. д. Поэтому регулярно проверяйте вентиляцию. Особое внимание – печному отоплению. Если осталось несколько недогоревших головешек, лучше их затушить или дать время полностью прогореть. Когда угли потемнели, и над ними нет огоньков пламени, минут через десять задвижку можно закрыть. Завершать топку печи следует за 2 часа до отхода ко сну.
IV. Детская шалость с огнем - этот термин знаком многим и за ним стоят не только любопытство и баловство детей с огнем, но и фактор родительской беспечности.
Пример: 6 ноября в 15-14 в службу спасения позвонил испуганный 7-летний мальчик и сообщил о пожаре в квартире по улице Тишки Гартного в Могилеве. Диспетчер МЧС рассказал ребенку алгоритм действий и вывел его из задымленной квартиры. Мальчик не пострадал. Прибывшие спасатели оперативно ликвидировали возгорание, не дав огню уничтожить квартиру: повреждено ковровое покрытие, закопчена стена и уничтожено полотенце. Как выяснилось, пока родителей не было в доме, мальчик нашел зажигалку и поджег полотенце в ванной. Когда огонь разгорелся, ребенок понял, что самостоятельно потушить его не сможет, испугался и позвонил по телефону 101.
Уважаемые Взрослые! Детей всегда тянет к опасностям, к запретному и неизведанному. Оказавшись в нужную минуту рядом, Вы предотвратите беду. Расскажите детям о том, что ни в коем случае нельзя баловаться со спичками, зажигалками, использовать для розжига бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости. Не провоцируйте их на опасные игры, оставляя в доступных местах эти опасные предметы. Уходя из дома, не закрывайте на замок детей. Обязательно предупредите соседей или родственников, если по каким-то причинам вы вынуждены оставить их одних.
V. На водоемах скоро появится ледяная кромка. Жажда первой зимней рыбалки, хруст льдинок под ножами ледобура и долгожданная первая рыбка из лунки, все это отодвигает здравый смысл и безопасность на задний план. Результат такой беспечности плачевен: ежегодно в ледяной полынье гибнут люди. За прошлый осенне-зимний период на водоемах области погибло 4 рыбака.
Для того, чтобы не повторять трагических ошибок, необходимо знать:
безопасным для человека считается лед толщиной не менее 7 см. Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета - прочный, белого - прочность его в 2 раза меньше, матово белый или с желтоватым оттенком - ненадежен. В устьях рек и протоках прочность льда ослаблена, непрочен лед и в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.
Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.
То, чего делать нельзя:
Собираться группами на отдельных участках льда.
Приближаться к промоинам, трещинам, прорубям на льду.
Переходить водоем по льду в запрещенных местах.
Выезжать на лед на мотоциклах, автомобилях вне переправ, а также скатываться на санках, лыжах с крутых берегов на тонкий лед.
Что делать, если Вы провалились в холодную воду: старайтесь не поддаваться панике, зовите на помощь. Лягте на живот в позу пловца, пока между слоями одежды остается воздух, вы сможете держаться на плаву. Выбираясь из полыньи, налегайте на лед грудью, широко раскинув руки, чтобы увеличить площадь опоры и уменьшить давление. Оказавшись на замерзшей воде, не спешите вставать — широко раскинув руки и ноги, откатитесь подальше и ползком добирайтесь до берега.
Если нужна ваша помощь:
Стали свидетелем подобной ЧС? В первую очередь оцените обстановку. Подумайте, сможете ли помочь человеку, провалившемуся под лед, самостоятельно. Или лучше позвать кого-то еще? В том случае, если поблизости никого нет, вооружитесь палкой, шестом, веревкой или доской, снимите с себя шарф или куртку, ползите к полынье, равномерно распределяя вес вашего тела по поверхности и толкая спасательное средство перед собой. Приблизившись на максимально возможное расстояние, не ближе 3—4 метров, протяните тонущему палку или веревку (одежду). Когда начнете вытаскивать пострадавшего, попросите его работать ногами, так будет значительно легче справиться. Оказавшись вместе со спасенным человеком в безопасности, вызовите «скорую помощь».
Замерзшие водоёмы редко оставляют шансы для спасения провалившемуся под лед человеку. При температуре 4-5 градусов человек может продержаться в воде от силы минут пятнадцать. Дети особенно уязвимы: порог сопротивляемости детского организма еще более низок, ребенок быстро переохлаждается в воде и быстро устает. Чтобы не допустить трагедии, родители должны приложить максимум усилий, чтобы ребенок знал об опасности, таящейся под тонким льдом.
Материал подготовлен Могилевским областным
управлением МЧС Республики Беларусь
О РЕАЛИЗАЦИИ В МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Могилевская область проводит последовательную работу в направлении достижения Целей устойчивого развития (далее – ЦУР).
26 сентября 2019 г. утверждена Концепция Стратегии устойчивого развития Могилевской области на период до 2035 года.
31 декабря 2020 г. утверждена Стратегия устойчивого развития Могилевской области на период до 2035 года (далее – Стратегия) (предварительно Стратегия одобрена решением Президиума Могилевского областного Совета депутатов от 23 ноября 2020 г. № 8-10).
ЦУР имплементированы в Стратегию, а также коррелируются с региональными комплексами мер по выполнению государственных программ (далее – программы).
В Могилевской области сформирована и эффективно функционирует архитектура по достижению ЦУР. Под руководством заместителя председателя Могилевского областного исполнительного комитета создана областная рабочая группа по устойчивому развитию, в состав которой входят 32 представителя облисполкома, государственных организаций, бизнеса и некоммерческих организаций.
Выстроенная система по достижению ЦУР доказала свою эффективность.
Для достижения желаемого уровня развития Могилевской области к 2035 году определены следующие приоритеты:
сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
цифровизация и экологизация экономики, развитие бизнес-среды, повышение эффективности реального сектора экономики в целях планомерного роста доходов населения;
обеспечение достойного качества жизни населения, достижение социального благополучия и инклюзивности развития;
повышение конкурентоспособности и устойчивости развития сельских территорий и малых городов;
внедрение принципов «зеленого» градостроительства и устойчивого потребления;
обеспечение доступного образования, ориентированного на устойчивое развитие будущих поколений;
обеспечение общественного участия для устойчивого развития.
Инструментом достижения данных приоритетов являются программы, в том числе в сферах демографической безопасности, социального обеспечения, образования, устойчивого использования природных ресурсов, энергосбережения, инновационного развития.
Финансирование реализации программ и, как следствие, достижение ЦУР осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, иных источников. На выполнение положений Стратегии направляется более 80 процентов бюджетных ассигнований.
Стратегия предусматривает 3 этапа ее реализации.
Первый этап «Ориентация на будущие поколения» – с даты утверждения Стратегии по 2023 год. Основная цель этапа – внедрение Стратегии в действующую систему планирования в качестве основного документа стратегического развития области.
Второй этап «Десятилетие перехода к устойчивому развитию» – 2024–2030 гг. В течение этого периода будут осуществляться экологизация и цифровая трансформация производств и сфер жизнедеятельности, развитие интеллектуальной экономики и сферы услуг, внедрение социальных инноваций, культурное преобразование общества и повышение имиджа сельских территорий для жизни.
Третий этап «Обеспечение устойчивости процессов развития Могилевской области» – 2031–2035 гг. Основная цель – закрепление достигнутых темпов устойчивого развития Могилевской области, усиление позиционирования и интеграции области в межгосударственные процессы как части Республики Беларусь.
В настоящее время в соответствии с ежегодными планами, утвержденными председателем облисполкома, осуществляется Первый этап Стратегии.
Справочно:
План работы в области устойчивого развития на 2022 год, утвержден председателем Могилевского облисполкома А.М.Исаченко 6 января 2022 г.
На первом этапе основное внимание было уделено формированию понимания процессов устойчивого развития местной властью и общественностью, выстроена система пошаговых действий в работе по достижению Целей устойчивого развития.
Для разъяснения основных положений областной Стратегии горрайисполкомами проведен ряд встреч с активом городов и районов, с трудовыми коллективами.
Большая работа проведена в сфере образования:
в обучающие программы учащихся высших и средних учебных заведений включены вопросы по достижению в Могилевской области ЦУР, внедрению и реализации Стратегии;
на базе Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова создана региональная академия устойчивого развития;
на уровне школьного образования также реализован ряд мер:
Могилевским государственным областным институтом развития образования постоянно проводится работа по повышению квалификации преподавателей, в содержание программ которых включены лекции по популяризации идей устойчивого развития;
в области функционируют 25 опорных центров организации образовательных практик устойчивого развития Могилевской области;
организована работа со школьниками.
Пример: учащиеся ГУО «СШ №3 г. Осиповичи» исследуют возможности и перспективы внедрения принципов циркулярной экономики на территории Осиповичского района; разработали проекты реконструкции городского парка 50-летия Октября «ПаркАП» (южная сторона города Осиповичи); участвуют в программе «Защита окружающей среды, устойчивое развитие и благополучие людей»;
в текущем году к работе с учащимися школ и учреждений профессионального образования подключились государственные организации Могилевской области. Так, РУП «Могилевский центр стандартизации, метрологии и сертификации» организованы четыре встречи со школьниками и студентами учебных заведений г.Могилева на тему: «Роль стандартов в достижении Целей устойчивого развития» (средние школы № 25, 35, 37, УО «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий»).
Могилевским областным комитетом общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодёжи» ведется работа по формированию института молодежных послов Могилевской области по достижению Целей устойчивого развития.
В реализацию Стратегии вовлечены организации Могилевской области. 5 организаций Могилевской области (ИООО «ВМГ Индустри», ОАО «Моготекс», Могилевский комбинат противопожарных работ РГОО «Белорусское добровольное пожарное общество», ОАО «Эковер ПРО», ЧП «СпецЭкоКлининг») подписали декларации о присоединении к достижению Целей устойчивого развития.
Организована работа по локализации ЦУР на местном уровне. В каждом регионе Могилевской области созданы рабочие группы по устойчивому развитию.
Местные стратегии устойчивого развития уже разработаны в семи регионах. Пионерами по разработке местных стратегий были Чаусский район и Ходосовский сельский Совет. В 2021 году районная стратегия была утверждена в Климовичском районе, в 2022 году – в городе Бобруйске, Кличевском, Краснопольском и Славгородском районах. Продолжается разработка местных стратегий в четырех регионах Могилевской области (Дрибинский, Кировский, Кричевский, Мстиславский районы).
На достижение ЦУР направлен ряд местных инициатив, которые поддерживаются местными органами власти.
В 2021 году проведен областной конкурс лучших практик по реализации Стратегии устойчивого развития Могилевской области на период до 2035 года, итоги которого по 3 номинациям («Лучшая идея проекта по реализации СУР-2035»; «Лучший реализованный проект по достижению СУР-2035»; «За значительный вклад в реализацию СУР-2035») подведены 19 августа 2021 г. в рамках региональной конференции «Локализация ЦУР на региональном уровне».
Аналогичный конкурс проводится и в 2022 году. В рамках Могилевского регионального форума по устойчивому развитию 24 ноября 2022 г. состоится награждение победителей конкурса.
В рамках разработки плана перехода к циркулярной экономике на период до 2025 года в качестве пилотного предприятия для тестирования циркулярных бизнес-моделей определены УО "Могилевский государственный технологический колледж" и ИООО «ВМГ Индустри».
Справочно:
Предприятием в результате реализации проекта по модернизации системы аспирации все отходы от производства мебели направлены на повторное использование в производство ДСП. Таким образом, удалось сократить выбросы загрязняющих веществ при сжигании отходов (фенол, формальдегид и др.) на 23 тонны и получить дополнительный объем сырья для производства ДСП.
В настоящее время прорабатывается вопрос о модернизации внутренней системы канализации. Реализация данного проекта позволит образующиеся поверхностные сточные воды после предварительной очистки направлять на использование в производственных целях, а далее после комплексной очистки сбрасывать в сети коммунальной канализации. Что позволит экономить на водопотреблении и снизит риски сброса сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Подготовлен и представлен СМИ сводный отчет о реализации областной Стратегии в 2021 году и оценка прогресса по достижению Целевых значений индикаторов устойчивого развития Могилевской области.
Анализ отчета по выполнению положений Стратегии показывает устойчивую положительную динамику по достижению Целей устойчивого развития в Могилевской области. Обеспечен прогресс и достигнуты высокие результаты по ЦУР 1 «Ликвидация нищеты», ЦУР 3 «Хорошее здоровье и благополучие», ЦУР 4 «Качественное образование», ЦУР 5 «Гендерное равенство», ЦУР 6 «Чистая вода и санитария», ЦУР 7 «Недорогостоящая и чистая энергия», ЦУР 9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура», ЦУР 11 «Устойчивые города и населенные пункты», ЦУР 13 «Борьба с изменением климата», ЦУР 16 «Мир, правосудие и эффективные институты» и ЦУР 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития».
В период 21-25 ноября текущего года проводится Неделя устойчивого развития Могилевской области. План основных мероприятий, проводимых в городах и районах области, включает около 90 мероприятий. Можно выделить ряд основных блоков это – работа с молодежью, лицами пожилого возраста, III областной Форум по устойчивому развитию, ряд образовательных мероприятий для разных групп населения, стартап-школы, флэшмобы.
Материал подготовлен комитетом
экономики Могилевского облисполкома
О ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
Законодательство о борьбе с коррупцией основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя в первую очередь Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 №305-З «О борьбе с коррупцией», а также иные акты законодательства Республики Беларусь и международные договоры нашего государства. Кроме того, действующим законодательством определено, что ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции и коррупционных правонарушений, устанавливается Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.
В соответствии с действующим законодательством борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел, органы государственной безопасности и иные. При этом указанные государственные органы решают другие задачи самостоятельно во взаимодействии между собой и иными госорганами и организациями, а также при содействии граждан. Для наиболее эффективного противодействия коррупции в данных органах создаются специальные подразделения.
Как показывает практика наиболее распространенными видами преступлений с элементами коррупции являются: хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 УК РБ), злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК РБ), превышение власти или служебных полномочий (ст. 426 УК РБ), получение взятки (ст.430 УК РБ), дача взятки (ст.431 УК РБ).
Борьба с коррупционными преступлениями ведется в Беларуси самым суровым образом. Определенные успехи в борьбе с коррупцией, безусловно, на лицо, но можно ли с уверенностью утверждать, что под ударами правоохранительных органов, власти, общественного мнения коррупция капитулировала, нет! Коррупция дает о себе знать новыми проявлениями и не только у нас в Беларуси. Почти каждый день пресса сообщает о фактах коррупции, но нас это конечно не утешает. Мы живем в стране порядочных людей и искренне хотим, чтобы наша страна избавилась от коррупционной сферы.
Деятельность по предотвращению коррупционных проявлений не может ограничиваться одномоментными встрясками. Борьба с коррупцией — это важнейшее направление укрепления государственности. Руководители всех организаций должны не только предупреждать и выявлять факты коррупции, но также сообщать об этих фактах в органы прокуратуры, внутренних дел и привлекать виновных лиц к ответственности.
По итогам 10 месяцев текущего года зарегистрировано 8 преступлений по линии борьбы с экономическими преступлениями Хотимского РОВД, из них 5 преступлений коррупционной направленности, все виновные лица привлечены к уголовной ответственности.
Так в целях выявления фактов коррупционных проявлений осуществляется общественный контроль, данное понятие закреплено в статья 46 Закона Республики Беларусь № 305-З «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 г.
Общественный контроль в сфере борьбы с коррупцией Общественный контроль в сфере борьбы с коррупцией осуществляется гражданами Республики Беларусь, организациями, в том числе общественными объединениями, в порядке, определенном законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Деятельность граждан Республики Беларусь, организаций, в том числе общественных объединений, при осуществлении общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией может осуществляться в следующих формах: участие в разработке и всенародном (общественном) обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией; участие в деятельности созданных в государственных органах и организациях комиссий по противодействию коррупции; иные формы такого участия, предусмотренные законодательными актами. Деятельность представителей общественных объединений при осуществлении общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией наряду с формами, предусмотренными частью второй настоящей статьи, может осуществляться в следующих формах: проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и направление соответствующих заключений в государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией; участие в заседаниях коллегий государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией с правом совещательного голоса; участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, решений органов исполнительной власти и иных документов, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций; участие в проведении социологических опросов по вопросам противодействия коррупции.
Также согласно статье 39 данного закона предусмотрены гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции. Физическое лицо, сообщившее о факте правонарушения, создающего условия для коррупции, коррупционного правонарушения или иным образом способствующее выявлению коррупции, находится под защитой государства. Физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, его супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам при наличии достаточных данных, указывающих на то, что в отношении их имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2015, 2/2303 28 противоправных действий, гарантируется применение мер по обеспечению безопасности в порядке, установленном законодательными актами. Физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь, выплачиваются вознаграждение и другие выплаты, которые не указываются в декларации о доходах и имуществе.
О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции
На основании части третьей статьи 39 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Установить, что:
1.1. выплата вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции (далее – выплата вознаграждения и других выплат), производится в случаях предоставления:
информации, предметов и документов, способствовавших выявлению коррупционного преступления;
сведений о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное преступление;
информации о местонахождении денежных средств и иного имущества, полученных в результате совершения коррупционного преступления, а также иной информации, способствующей предотвращению или возмещению вреда, причиненного коррупционным преступлением;
1.2. выплата вознаграждения и других выплат не производится:
военнослужащим и сотрудникам (работникам) государственных органов и иных организаций, осуществляющих борьбу с коррупцией или участвующих в борьбе с коррупцией в связи с исполнением своих служебных (должностных) обязанностей;
физическим лицам, оказывавшим содействие в выявлении, пресечении, раскрытии или расследовании коррупционного преступления, в совершении которого они участвовали;
в случае, если информация, указанная в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления, предоставлена участником уголовного процесса при выполнении обязанностей, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, в ходе производства следственных действий;
1.3. основанием для выплаты вознаграждения и других выплат является решение руководителя органа прокуратуры, принимаемое по ходатайству органа уголовного преследования, представляемому прокурору:
при передаче уголовного дела для направления в суд;
по материалам проверки, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, или уголовному делу, производство по которому прекращено по основаниям, предусмотренным в пунктах 3, 4, 7 и 13 части 1 статьи 29 и статье 30 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь;
1.4. руководитель органа прокуратуры при принятии решения о выплате вознаграждения и других выплат, определении их размера в соответствии с настоящим постановлением несет ответственность за обоснованность этого решения и рациональное расходование бюджетных средств.
Органы уголовного преследования, представившие ходатайства о выплате вознаграждения и других выплат, несут ответственность за их обоснованность;
1.5. выплата вознаграждения и других выплат осуществляется при содействии выявлению, пресечению, раскрытию или расследованию коррупционного преступления:
относящегося к категориям тяжких или особо тяжких преступлений, – до 50 базовых величин;
относящегося к категории менее тяжких преступлений, – до 30 базовых величин.
Выплаты компенсирующего характера до 10 базовых величин производятся на основании документов, подтверждающих произведенные физическим лицом расходы;
1.6. выплата вознаграждения и других выплат производится из расчета размера базовой величины, установленной на дату принятия решения о выплате вознаграждения и других выплат, в пределах средств республиканского бюджета, предусматриваемых на содержание органов прокуратуры, с письменного согласия физического лица в течение года с даты принятия решения о выплате.
Решение о выплате вознаграждения и других выплат принимается не позднее шести месяцев с даты:
вступления приговора суда в законную силу;
принятия решения по материалам проверки об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении производства по уголовному делу по основаниям, предусмотренным в пунктах 3, 4, 7 и 13 части 1 статьи 29 и статье 30 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь;
1.7. порядок и условия направления ходатайства органа уголовного преследования, выплаты вознаграждения и других выплат устанавливаются Генеральной прокуратурой. (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2019 г. № 619 «О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.09.2019, 5/47023))
Материалы подготовлены отделом
внутренних дел Хотимского райисполкома