Концепция развития
исторического музея «Спадчына»
ГУО «Средняя школа № 2 г.п.Хотимска»
I. Введение
Школьный исторический музей является частью образовательной системы школы.
Музей – это центр духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания. Музей – это средство развития личности ребёнка, одна из форм самообразования. Школьный музей является одновременно и учебным классом, и игровой площадкой, и творческой мастерской.
Девиз музея: «Человек, который не знает своего прошлого, не будет знать будущего».
Исторический музей существует первоначально как музейная комната 1994 года. Статус музея присваивается позже.
В музее представлены следующие экспозиции:
- Земля наших предков. Археологическое наследие Хотимского района;
- Этнография района;
- Хотимский район в межвоенный период 1917-1941 гг.;
- Великая Отечественная война: страницы истории;
- Знаменитые люди района.
Музей занимает важное место в образовательном процессе школы. Он помогает зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его искусству, культуре, краеведению, истории деревни в разное историческое время, помогает воспитывать патриотов. Внедрение материалов музея в урочную деятельность позволяет на основе музейной экспозиции создать у ребёнка целостную картину мира, представление о движении времени. Педагог призван соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность ребёнка духовным наследием прошлого.
II. Содержание, проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости их решения средствами школьного музея.
Патриотическое воспитание - задача общегосударственного значения.
Государство будет процветать только в том случае, если каждый его гражданин будет обладать суммой знаний об истории Родины, её культуре.
Деятельность музеев образовательных учреждений как раз и направлена на
воспитание такого человека. Целостная система патриотического воспитания, одним из формообразующих компонентов которой является музей, позволяет формировать у подрастающего поколения высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей Беларуси. Музей школы объединяет в себе содержание исторического и этнографического музея.
Среди основных форм работы школьного музея, таких как экскурсии, встречи с ветеранами, классные часы, праздники и многое другое, большое значение имеет проведение уроков в школьном музее. Экспозиционный потенциал музея должен помочь оживить учебный процесс, приобщить детей к истории своей страны, своей малой родины.
III. Цели и задачи школьного музея.
Основные направления деятельности музея - это информирование, обучение, общение, развитие творческих способностей школьников.
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора и развитию у учащихся практических навыков поисково-исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
Деятельность музея посвящена исследованию материалов по отечественной истории, краеведению, сохранению исторической памяти народа и изучению культурно - исторического наследия малой родины.
Объект деятельности - история и современность малой родины, школы.
Предмет деятельности - история и современность родного края, предметы крестьянского быта и народные ремёсла, мужество и героизм земляков в годы Великой Отечественной войны.
Цель деятельности музея – образовательно-просветительская работа и патриотическое воспитание учащихся с помощью исторических знаний, пропагандирующих традиции народа, формирующих у детей чувство и сознание уважения к историческому прошлому нашей страны, гордость за её славное прошлое через историю собственных предков.
Предполагаемая аудитория музея – учащиеся своей и соседних школ, молодежь, родители, ветераны войны и труда, жители микрорайона.
IV. Идейный замысел музея.
Историко-краеведческий музей – это комплексный музей, в котором
представлены экспонаты по очень разным направлениям истории нашей малой родины. Проект музея предусматривает использование музейного помещения площадью 36 квадратных метров с одним обзорным залом.
Школьный музей призван способствовать:
- формированию у учащихся интереса познавать прошлое об истории своей малой родины, а также истории своей школы;
- овладению практическими навыками поисковой и научно- исследовательской деятельности;
- воспитанию толерантности и культуры мира в школьной среде;
- совершенствованию исторического образования учащихся, расширению их кругозора.
Фонд открытого хранения предметов музейного значения представляет собой пространство, предназначенное:
- для встречи с гостями музея;
- классных часов и обзорных экскурсий, праздников;
- для проведения игровых программ, интерактивных уроков по предметам
гуманитарного цикла;
- для проведений занятий с учащимися и активом школьного музея, для осуществления ими научно-исследовательской, научно-фондовой и экскурсионной работы;
V. Перспективы развития музея:
- осуществлять сменные тематические выставки, посвященные памятным датам истории Родины;
- использовать музейные предметы экспозиций школьного музея в учебно- исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- проводить совместные мероприятия с ветеранами труда, привлекать их к работе актива музея;
- использовать инновационные формы работы в деятельности музея;
- устанавливать связи с другими музеями, привлекать родителей к работе в музее;
- пополнять фонды музея, обновлять экспозиции;
- проводить на базе музея уроки, праздники, интерактивные экскурсии, встречи с интересными людьми, тематические вечера и т.п.;
- обновлять страничку школьного сайта «Школьный виртуальный музей»;
- создать мультимедийное портфолио по экспозициям музея.
VI. Совершенствование программы деятельности музея.
Организация деятельности музея опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Беларуси:
- Кодекс РБ «Об образовании»;
- Закон «О музеях и музейном фонде РБ»;
- Конвенция ООН «О правах ребенка»;
- Положение о школьном музее.
Задачами педагогического коллектива являются не только обучение, но и воспитание культурного, творческого человека, способного воспринимать и ценить принципы добра и красоты. Эти задачи решает школьный музей с его экспозицией, подлинными предметами, имеющими историческую ценность.
Обучение в музее предполагает получение дополнительных знаний, чему способствует музейная педагогика. Обучение может осуществляться в форме музейных уроков (урок-путешествие, урок-игра, урок-знакомство, уроки творчества), на которых могут использоваться музейные экспозиции и различные музейные экспонаты. Обучение в музее может проводиться в какой-то другой нетрадиционной форме (например: встреча с интересными людьми - писателями, ветеранами, литературно-музыкальные гостиные, и т.п.). Такие уроки в музее стимулируют интерес детей к прошлому родного края, побуждают задавать вопросы, рассуждать, сравнивать, исследовать, находить объяснения.
Использование краеведческого материала на уроках открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования. По вещественным и документальным материалам музея могут быть написаны рефераты, доклады, творческие проекты. Дети могут соприкоснуться с древностью, поработать с документами, соприкоснуться с прошлым «вживую».
Интегрированные уроки в школьном музее, игровые программы, праздники и многие другие мероприятия помогают раскрывать культурный потенциал музейных предметов и активно использовать их в учебном процессе, в урочной деятельности общеобразовательных учреждений.
VII. Механизм реализации программы развития музея. Руководство работой музея.
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:
- направляет поисковую работу для пополнения и дальнейшего развития музея;
- организует учёт и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозиции музея;
- разрабатывает план работы.
Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства – важнейшее условие повышения действенности музея в образовательном процессе. Ответственным за деятельностью совета является руководитель школьного музея. Но главную координацию и контроль по развитию и организации работы музея осуществляют директор школы, его заместитель по воспитательной работе.
VIII. Оценка эффективности реализации программы развития музея.
В результате осуществления программы развития музея ожидается:
- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
- возрождение истинных духовных ценностей белорусского народа;
- сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций;
- оптимизация работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.