Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Школьный музей


                                                                                                        

 

                                                                           УТВЕРЖДАЮ

Директор   государственного

учреждения образования                                                                

«Средняя школа № 2

г. п. Хотимска»

_______ И.И.Задунайская                                                                      

« 01 »   сентября     2023 г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об историческом музее ГУО «Средняя школа №2 г.п.Хотимска

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1           Музей учреждения образования - структурное подразделение государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г.п.Хотимска, которое образуется с целью выявления и сохранности на постоянной основе музейных предметов, научно-вспомогательных и вещественных материалов, их изучения, учета, экспонирования и популяризации для осуществления образовательных задач учреждения образования.

1.2           Юридический адрес музея: 213667, Республика Беларусь, Могилевская область, г.п.Хотимск, ул. Ленинская, д. 30.

1.3           Музей учреждения образования выполняет следующие задачи:

создание условий для гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся;

развитие мотивации учащихся к изучению истории страны и малой родины;

получение практических навыков поисково-исследовательской, фондовой, экспозиционной и экскурсионной деятельности;

содействие профессиональной ориентации учащихся.

1.4           Основные функции музея учреждения образования:

использование музейных предметов и музейных коллекций в образовательном процессе;

комплектование и учет музейных фондов;

обеспечение сохранности историко-культурных ценностей родного края;

организация поисково-исследовательской деятельности с целью всестороннего изучения истории г.п.Хотимска и Хотимского района;

организация культурно-просветительской и общественно-полезной деятельности среди учащихся и их родителей, общественности.

1.5           Музей учреждения образования в своей деятельности руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Кодексом Республики Беларусь о культуре, уставом государственного учреждения образования, другими актами законодательства Республики Беларусь и данным положением.

1.6           Музей учреждения образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями, учреждениями системы образования и культуры, государственными и общественными организациями, исходя из профиля деятельности.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

 

2.1. Музей учреждения образования создается, реорганизуется, прекращает свою деятельность в соответствии с уставом учреждения образования на основании приказа руководителя учреждения образования согласно заключению уполномоченной комиссии.

2.2. Обязательными условиями для открытия музея учреждения образования является наличие:

концепции образования музея учреждения образования;

не менее чем 100 (сто) оригинальных музейных предметов, собранных и зарегистрированных в главной инвентарной книге (книга поступления музейных предметов основного фонда);

отдельного помещения (не менее 25 кв.м) и оборудования, которое обеспечивает сохранность музейных предметов, фондохранилище с обязательным сохранением светового, температурного режимов;

педагогического работника, который осуществляет вместе с активом учащихся систематическую поисково-исследовательскую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу.

2.3 Общее руководство деятельностью музея учреждения образования осуществляет директор учреждения образования, заместитель директора, непосредственную практическую деятельность – педагогический работник (далее – руководитель музея), который назначается директором.

2.4 Музей учреждения образования организует деятельность согласно концепции развития и годовому плану работы в соответствии со следующими направлениями: фондовая, экспозиционная, экскурсионная, культурно-образовательная.

2.5 Музей учреждения образования классифицируется относительно профиля, который отображает связь музея с профильной научной дисциплиной, относится к историческому профилю.

 

ГЛАВА 3. КОМПЛЕКТОВАНИЕ И УЧЕТ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ

 

3.1 Музейный фонд – совокупность музейных предметов, научно-вспомогательных материалов, которые постоянно хранятся в музее учреждения образования. Музейный фонд делится на: основной фонд, фонд научно-вспомогательных материалов.

3.1.1 Основной фонд – совокупность музейных предметов, которые соответствуют его профилю. В составе основного фонда при необходимости по решению директора учреждения образования могут быть созданы коллекционный и обменный фонды. Принадлежность к коллекционному фонду фиксируется в главной инвентарной книге, обменного – учетной книге обменного фонда;

3.1.2. Коллекционный фонд (фонд особенно ценных музейных предметов) – совокупность музейных предметов, которым дан статус историко-культурных ценностей или не дан такой статус, но которые являются редкими в своём роде предметами и существуют в единственном экземпляре или в ограниченном количестве;

3.1.3.Обменный фонд – совокупность непрофильных или дублированных музейных предметов, которые предназначены для межмузейного обмена;

3.1.4 Фонд научно-вспомогательных материалов – материалы, которые приобретены или специально сделаны по заказу музея для раскрытия содержания тем экспозиций или выставок;

3.1.5 Музейные предметы из основного фонда в научно-вспомогательный фонд могут переводиться (исключаться) только в исключительных случаях: утеря или повреждения в результате воздействия природных факторов; воровство, которое подтверждено соответствующими государственными органами. Перевод музейных предметов в научно-вспомогательный фонд, их исключение из основного фонда осуществляется приказом директора учреждения образования на основании протокола уполномоченной комиссии.

Перевод материалов из фонда научно-вспомогательных материалов в основной фонд проводится по решению совета музея исходя из целесообразности в случаях: приобретением музейным предметом исторической ценности в случае проведения исследования или со временем.

3.2 Музейные предметы основного фонда фиксируются в главной инвентарной книге (книге поступления музейных предметов основного фонда), научно-вспомогательные материалы – в книге учета фонда научно-вспомогательных материалов.

3.3Учет музейных фондов предусматривает первостепенную регистрацию и инвентаризацию музейных предметов. При поступлении предметов в музей оформляется акт приёма. Акты приёма обязательно регистрируются в книге регистрации актов.

3.4 Все предметы, которые поступили в музей на постоянное хранение после актирования, вносятся в соответствующую книгу учета. Одновременно с этим на музейных предметах, научно-вспомогательных материалах и в акте приёма проставляются соответствующие учетные обозначения (идентификационные номера).

3.5. Передача музейных предметов и музейных коллекций от одного музея к другому и от музея к другой организации на постоянное или временное хранение осуществляется на основании договора. Основным документом для передачи музейных предметов и (или) музейных коллекций на постоянное или временное хранение является акт передачи (на постоянное или временное хранение). Акт передачи регистрируется в книге регистрации актов.

3.6. Учетные документы составляют архив учетной документации музея и хранятся в отдельном помещении или металлическом шкафу. Доступ к учетной документации контролируется руководителем музея. Запрещается уничтожение книг учета и вынос учетной документации из музея, кроме случаев проверки вышестоящими организациями.

3.7. Музей учреждения образования, который содержит в своих коллекциях предметы из драгоценных металлов и камней, должен получить в установленном порядке лицензию на музейную деятельность или, в целях обеспечения безопасности, должен передать ценности в государственные музеи системы Министерства образования Республики Беларусь, которые имеет лицензию, или Министерства культуры Республики Беларусь с составлением акта передачи.

3.8 Использование музейных предметов, научно-вспомогательных материалов в условиях, которые создают угрозу их сохранности и могут привести к их порче, утрате или уничтожению запрещается.

3.9. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем учреждения образования, в целях обеспечения гарантированной безопасности должны быть переданы в другие государственные музеи системы Министерства образования Республики Беларусь, которые имеет лицензию, или Министерства культуры Республики Беларусь с составлением акта передачи.

3.10. Музейные предметы являются государственной собственностью и не подлежат возвращению их владельцам, кроме случаев, предусмотренным законодательством.

        

ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ

 

4.1. Изменения и дополнения в положение  музея учреждения образования вносятся общим собранием педагогического коллектива по согласованию с руководителем образовательного учреждения.

 

ГЛАВА 5. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ МУЗЕЯ

 

5.1. Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а так же о судьбе его коллекции решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием. Для передачи фондов школьного музея в государственный или общественный музей создается специальная музейная комиссия.

 

 

 

 

 

Концепция развития

исторического музея «Спадчына»

ГУО «Средняя школа № 2 г.п.Хотимска»

I. Введение

         Школьный исторический музей является частью образовательной системы школы.

Музей – это центр духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания. Музей – это средство развития личности ребёнка, одна из форм самообразования. Школьный музей является одновременно и учебным классом, и игровой площадкой, и творческой мастерской.

Девиз музея: «Человек, который не знает своего прошлого, не будет знать будущего».

         Исторический музей существует первоначально как музейная комната 1994 года. Статус музея присваивается позже.

         В музее представлены следующие экспозиции:

  • Земля наших предков. Археологическое наследие Хотимского района;
  • Этнография района;
  • Хотимский район в межвоенный период 1917-1941 гг.;
  • Великая Отечественная война: страницы истории;
  • Знаменитые люди района.

Музей занимает важное место в образовательном процессе школы. Он помогает зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его искусству, культуре, краеведению, истории деревни в разное историческое время, помогает воспитывать патриотов. Внедрение материалов музея в урочную деятельность позволяет на основе музейной экспозиции создать у ребёнка целостную картину мира, представление о движении времени. Педагог призван соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность ребёнка духовным наследием прошлого.

II. Содержание, проблемы патриотического воспитания и обоснование    необходимости их решения средствами школьного музея.

      Патриотическое воспитание - задача общегосударственного значения.

Государство будет процветать только в том случае, если каждый его гражданин будет обладать суммой знаний об истории Родины, её культуре. 

Деятельность музеев образовательных учреждений как раз и направлена на

воспитание такого человека. Целостная система патриотического воспитания, одним из формообразующих компонентов которой является музей, позволяет формировать у подрастающего поколения высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей Беларуси. Музей школы объединяет в себе содержание исторического и этнографического музея.

      Среди основных форм работы школьного музея, таких как экскурсии, встречи с ветеранами, классные часы, праздники и многое другое, большое значение имеет проведение уроков в школьном музее. Экспозиционный потенциал музея должен помочь оживить учебный процесс, приобщить детей к истории своей страны, своей малой родины.

III. Цели и задачи школьного музея.

       Основные направления деятельности музея - это информирование, обучение, общение, развитие творческих способностей школьников.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора и развитию у учащихся практических навыков поисково-исследовательской деятельности,  служить целям  совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

      Деятельность музея посвящена исследованию материалов по отечественной истории, краеведению, сохранению исторической памяти народа и изучению культурно - исторического наследия малой родины.

Объект деятельности - история и современность малой родины, школы.

       Предмет деятельности - история и современность родного края, предметы крестьянского быта и народные ремёсла, мужество и героизм земляков в годы Великой Отечественной войны.

Цель деятельности музея – образовательно-просветительская работа и патриотическое воспитание учащихся с помощью исторических знаний, пропагандирующих традиции народа, формирующих у детей чувство и сознание уважения к историческому прошлому нашей страны, гордость за её славное прошлое через историю собственных предков.

Предполагаемая аудитория музея – учащиеся своей и соседних школ, молодежь, родители, ветераны войны и труда, жители микрорайона.

IV. Идейный замысел музея. 

      Историко-краеведческий музей – это комплексный музей, в котором

представлены экспонаты по очень разным направлениям истории нашей малой родины. Проект музея предусматривает использование музейного помещения площадью 36 квадратных метров с одним обзорным залом.

         Школьный музей призван способствовать:

- формированию у учащихся интереса познавать прошлое об истории своей малой родины, а также истории своей школы;

- овладению практическими навыками поисковой и научно- исследовательской деятельности;

- воспитанию толерантности и культуры мира в школьной среде;

- совершенствованию исторического образования учащихся, расширению их кругозора.

        Фонд открытого хранения предметов музейного значения представляет собой пространство, предназначенное:

- для встречи с гостями музея;

- классных часов и обзорных экскурсий, праздников;

- для проведения игровых программ, интерактивных уроков по предметам

гуманитарного цикла;

- для проведений занятий с учащимися и активом школьного музея, для осуществления ими научно-исследовательской, научно-фондовой и экскурсионной работы;

V. Перспективы развития музея:

- осуществлять сменные тематические выставки, посвященные памятным датам истории Родины;

- использовать музейные предметы экспозиций школьного музея в учебно- исследовательской и проектной деятельности учащихся; 

  - проводить совместные мероприятия с ветеранами труда, привлекать их к работе актива музея;

- использовать инновационные формы работы в деятельности музея;

- устанавливать связи с другими музеями, привлекать родителей к работе в музее;

- пополнять фонды музея, обновлять экспозиции;

- проводить на базе музея уроки, праздники, интерактивные экскурсии, встречи с интересными людьми, тематические вечера и т.п.;

- обновлять страничку школьного сайта «Школьный виртуальный музей»;

- создать мультимедийное портфолио по экспозициям музея.

VI. Совершенствование программы деятельности музея.

        Организация деятельности музея опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Беларуси:

- Кодекс РБ «Об образовании»; 

-  Закон «О музеях и музейном фонде РБ»;

- Конвенция ООН «О правах ребенка»;

- Положение о школьном музее.

Задачами педагогического коллектива являются не только обучение, но и воспитание культурного, творческого человека, способного воспринимать и ценить принципы добра и красоты. Эти задачи решает школьный музей с его экспозицией, подлинными предметами, имеющими историческую ценность.

Обучение в музее предполагает получение дополнительных знаний, чему способствует музейная педагогика. Обучение может осуществляться в форме музейных уроков (урок-путешествие, урок-игра, урок-знакомство, уроки творчества), на которых могут использоваться музейные экспозиции и различные музейные экспонаты. Обучение в музее может проводиться в какой-то другой нетрадиционной форме (например: встреча с интересными людьми - писателями, ветеранами, литературно-музыкальные гостиные, и т.п.). Такие уроки в музее стимулируют интерес детей к прошлому родного края, побуждают задавать вопросы, рассуждать, сравнивать, исследовать, находить объяснения.

Использование краеведческого материала на уроках открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования. По вещественным и документальным материалам музея могут быть написаны рефераты, доклады, творческие проекты. Дети могут соприкоснуться с древностью, поработать с документами, соприкоснуться с прошлым «вживую».

     Интегрированные уроки в школьном музее, игровые программы, праздники и многие другие мероприятия помогают раскрывать культурный потенциал музейных предметов и активно использовать их в учебном процессе, в урочной деятельности общеобразовательных учреждений.

VII. Механизм реализации программы развития музея. Руководство работой музея.

      Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:

- направляет поисковую работу для пополнения и дальнейшего развития музея;

- организует учёт и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозиции музея;

- разрабатывает план работы.

     Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства – важнейшее условие повышения действенности музея в образовательном процессе. Ответственным за деятельностью совета является руководитель школьного музея. Но главную координацию и контроль по развитию и организации работы музея осуществляют директор школы, его заместитель по воспитательной работе.

VIII. Оценка эффективности реализации программы развития музея.

      В результате осуществления программы развития музея ожидается:

- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

- возрождение истинных духовных ценностей белорусского народа;

- сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций;

- оптимизация работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

 

Руководителю музея>>>

Музей – это дверь в прошлое и окно в будущее.
Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
любое человечества сознанье
в картинах, письменах, стихах…


Школьный исторический музей «Спадчына» государственного учреждения образования "Средняя школа №2 г.п. Хотимска".

 

          Музей был создан в 1994 году. Первым руководителем музея на протяжении 1994-1998 гг. был учитель истории Н.В. Кудрявцев, которым была проведена определенная работа по сбору экспонатов для музея, воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, оформлению разделов экспозиции.

          Музей расположен в здании школы на третьем этаже в отдельном помещении площадью 36 м². Руководителем музея является учитель истории Цыганков В.В.

Экскурсионно-туристический маршрут "Мой родны кут"

  

Фильм "Встреча с ветераном ВОВ" 

Вклад Пугачева В.Р. в партизанское движение.

 "Афганистан болит в душе моей"

          

Внеклассное мероприятие, посвященное               Встреча с Воинами -афганцами (фото)               

Дню вывода советских войск из Афганистана         Встреча с И. Гриневичем (фото)

Улицы Хотимска              О нашем земляке    

                                          И.З.Юркине

            

Он Зимний штурмовал. Он Ленина видел.

Он защищал Канеловскую.

(О нашем земляке Я.С. Шарабурко)(pdf 3.3Mb)

 

Буклет Православие

ВОЗРОЖДЕНИЕ  ХРАМА         

История возрождения, архивные материалы 

Исследовательская работа 

"ОБЩЕБЕЛОРУССКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА ЖЕНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА НА ТЕРРИТОРИИ ВОСТОЧНЫХ РАЙОНОВ МОГИЛЁВСКОЙ ОБЛАСТИ"       

  

Фотоматериалы

Экскурсии и музейные занятия

раскрыть » / « свернуть

Роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании школьников

раскрыть » / « свернуть

Геноцид

раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта