График консультаций педагога-психолога по вопросам профориентации на 2022/2023 учебный год
График
консультаций педагога-психолога по вопросам профориентации
на 2022/2023 учебный год
Дата проведения
|
Тематика
|
Целевая аудитория
|
В течение учебного года
|
Профконсультации (интересы, склонности, вопросы профориентации, проблемы выбора и принятия решений)
|
по запросу для родителей и учащихся
|
сентябрь 2022
|
Консультация для учащихся «Как выбрать профессию. Советы выпускникам»
|
9-е классы
|
октябрь 2022
|
Консультация для учащихся «Ошибки выбора будущей профессии»
|
8-9 классы
|
ноябрь 2022
|
Консультация для учащихся «Задумайся именно сейчас»
|
9-е классы
|
декабрь 2022
|
Час информирования «Что мы знаем о профессиях»
|
8-е классы
|
январь 2023
|
Час информирования «Актуальные профессии в Беларуси. В ногу со временем»
|
9-е классы
|
февраль 2023
|
Час информирования «Поможем детям выбрать профессию»
|
Классные руководители 9-х классов
|
февраль 2023
|
Дискуссия с учащимися «В профессию первые шаги»
|
9-е классы
|
март 2023
|
Дискуссия с учащимися «Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии».
|
Родители 9-х классов
|
апрель 2023
|
Консультация для учащихся «Трудности в выборе профессии»
|
9-е классы
|
май 2023
|
Консультация для учащихся «Личностное самоопределение – залог успеха»
|
9-е классы
|
Рекомендации педагогам по профориентационной деятельности
Рекомендации педагогам
по профориентационной деятельности
1. Продолжать профориентационную работу с будущими выпускниками по самоопределению и выбора специального учебного заведения для продолжения профессионального обучения.
2. Проводить профконсультирование «В мире профессий».
3. Помочь выпускникам окончательно выбрать профессию в реальных условиях.
4. Объяснить сомневающимся учащимся возможности и перспективы предлагаемых профессий.
6. Уточнить возможность поступления в выбранных выпускниками училища.
7. Познакомить воспитанников с требованиями рынка труда.
9. Организовать образовательный процесс как гибкую систему, адаптированную к различным ситуациям личностного развития и создающую необходимое пространство для творческого и профессионального саморазвития.
10. Знакомство с различными профессиями и специальностями для определения подростком своего будущего.
11. Определить систему педагогических и психологических воздействий на учащихся, выбравших будущую профессию без учета реальных возможностей с целью их переориентации.
12. Актуализация знаний и представлений школьника о каждой из предпочитаемых профессий, установление соответствия способностей подростков и возможностей требованиям, которые предъявляет профессия к человеку.
13. Обсудить с воспитанниками значение и необходимость каждой профессии, условия труда и заработной платы, перспективы профессионального роста, требования, предъявляемые профессией личности, соответствие личностных особенностей школьника этим требованиям.
15. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
16. Сформировать положительное отношение учащегося к самому себе, осознание им своей индивидуальности, чувство уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии.
17. Ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
18. Оказать учащимся помощь в соотнесении их интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности.
19. Расширить профессиональные знания. Развить профессиональный интерес.
При работе с родителями
Одним из основных механизмов социализации в семье выступает идентификация или буквально – уподобление взрослым, подражание им, ориентировка на их поведение как на пример собственных действий.
В первую очередь механизм идентификации действует в парном взаимодействии "ребенок-родитель", поскольку именно родители выступают для детей наиболее "доступными" взрослыми.
В процессе профориентации учащихся педагог может столкнуться с различными трудностями в работе с родителями. Наиболее глубокой проблемой является отсутствие у родителей информации об особенностях своего ребенка.
Родители не знают, каковы интеллектуальные, личностные характеристики старшеклассников. Чаще они имеют свои собственные представления, приписывая свои желания ребенку.
Нередко родители, приходя на консультацию, предъявляют требование подтверждения наличия способностей к определенной деятельности.
Значительное влияние имеет тот факт, что родители не всегда обладают навыками конструктивного общения: конфликты, возникающие между родителями и детьми, не позволяют адекватно общаться и выяснять интересы и намерения ребенка. Отсутствует гибкость вследствие психологической ригидности, неумения реагировать на изменения, происходящие с ребенком в рамках его профессиональных предпочтений.
Поскольку профессиональный выбор может быть верным только при наличии условий для его осуществления, поэтому работа психолога не должна сводиться к рассказу о возможных профессиях или образовательных возможностях школы. Здесь важно несколько направлений:
1. Систематическое информирование – родитель должен получить информацию, касающуюся интеллектуальных, личностных особенностей, темперамента, характера, особенностей мышления, интересов, склонностей, коммуникативных и организаторских способностей.
2. Создание памяток, рекомендаций – учитывая психологические особенности восприятия и переработки информации человеком, изменения в представлениях родителей о методах помощи ребенку в его выборе не могут происходить мгновенно. Важно снабдить родителей кратной печатной информацией по основным вопросам.
3. Обучение родителей навыкам первичной помощи ребенку – реагирование на трудности обучение общению.
Качественно в системе организовать профориентационную подготовку педагог может только при поддержке нескольких специалистов.
Рекомендации психолога для старшеклассников по профориентации Выбор профессии
Рекомендации психолога для старшеклассников по профориентации
Выбор профессии
• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".
• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
• Получи консультацию у психолога школы. Тесты предложенные психологом помогут определить твои способности и выбрать правильное направление.
• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
Рекомендации родителям по профориентации
Рекомендации родителям по профориентации
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз.
Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности.
Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.
Вместе, но не вместо
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения.
За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна.
Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит.
С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор.
Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера.
Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
Ошибка - тоже опыт
Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии.
Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется.
Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.
раскрыть » / « свернуть